Авторские материалы В России дети мигрантов должны учиться в школе, а не работать с родителями
Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий выдавать разрешения на работу или патенты гастарбайтерам моложе 18 лет. Однако эксперты считают, что это не решение проблемы, поскольку подавляющее большинство детей мигрантов трудятся вне правового поля. Чтобы изменить ситуацию, предлагается упростить для них процедуру получения вида на жительство и обучения в российских школах. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Ткачук.
По оценкам Федеральной миграционной службы, в России женщины составляют около 14 процентов потока трудовой миграции. Согласно данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, до 600 тысяч мигранток живут в России как минимум с одним ребенком, и не менее 40-60 тысяч детей не посещают школу. Основные причины, заставляющие детей трудиться, - это бедность и невозможность получать образование. Однако нужно учитывать и еще один фактор - исторический. Традиционно в азиатских странах дети начинают помогать родителям с 7 лет, говорит директор программ Международного альянса "Трудовая миграция" Сергей Болдырев:
"Если говорить о государствах постцентральной Азии - там, в силу исторических вещей, дети приучаются к работе. Здесь ничего удивительного нет. Если вы посмотрите на российскую историю, поймёте, это вынуждено, это не просто для развития детей, а для того, чтобы помогать семье. Они вынуждены рано идти на работу. И у нас, в принципе, если государство это и не приветствовало, но закрывали глаза и не преследовали".
То, что нынешняя ситуация уходит корнями в прошлое, говорит и председатель общероссийского движения "Таджикские трудовые мигранты" Каромат Шарипов:
"В советские времена мы были в школе. И с 5 класса по 10 класс мы убирали хлопок. Этот хлопок был нужен, чтобы обеспечить обмундирование для армии. Поэтому дети были использованы тогда, и никто не спрашивал. Потому что была задача: выполнить план. Поэтому да, сегодня у нас есть много детей, которые помогают своим родителям, которые приехали вместе с ними".
Но в сегодняшних реалиях эта ситуация ненормальная, продолжает Каромат Шарипов:
"В России нельзя их держать ни в коем случае. Если в России, только с одним условием - подписывать контракт в Таджикистане с родителями. Они уезжают сюда, они учатся по российской программе. Если мать трудоспособна, то работать устраивают в России. Должна быть единая программа, программа взаимодействия. Проблема одна и та же - дети должны учиться".
Ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев предлагает максимально упростить получение вида на жительство и в дальнейшем гражданства для детей мигрантов. Такой подход поможет приобрести России новых молодых граждан, адаптированных к работе в российских условиях.
Сегодня в России порядка 5 миллионов гастарбайтеров, 3,5 миллиона из них трудятся незаконно. По оценкам московских властей, только в столице около 200 тысяч нелегалов. Их дети не могут обучаться в школе. Но даже легальным мигрантам в детский сад не удается устроить 75 процентов детей, а в школу - не менее 10 процентов.