Авторские материалы Москва и Петербург не поделили импрессионистов
Персоны
Ответ Петербурга: культурная общественность Северной столицы и глава Эрмитажа Михаил Пиотровский сегодня объяснили, почему Петербург не может передать Москве коллекцию импрессионистов для воссоздания Музея нового западного искусства. О том, что его нужно открыть в Москве, на прямой линии с президентом заявила директор Пушкинского музея Ирина Антонова. Владимир Путин поручил Министерству культуры в кратчайшие сроки разобраться в этом вопросе. Подробности - в материале корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Подолян.
Музей нового западного искусства в Москве был ликвидирован в 1948 году по распоряжению Сталина. Собрание музея было уникальным. Он был создан на основе национализированных коллекций Щукина и Морозова. Они одними из первых начали собирать французских импрессионистов - Моне, Дега, Матисса. После закрытия музея собрания едва не погибли, полотна хотели уничтожить, но потом решили разделить между Эрмитажем и Пушкинским. Восстановить Музей нового западного искусства и представить коллекции Щукина и Морозова вместе в историческом виде директор Пушкинского Ирина Антонова призывает почти 15 лет.
"Я пользуюсь каждым случаем, чтобы поднять вопрос о восстановлении этого уникального музея. Это последний шанс для Москвы получить музей мирового искусства такого качества. Мы хотим восстановить музей и отдать ему ту часть, которая принадлежит нам", - рассказывает Антонова.
Эрмитаж на такое предложение ответил категорическим отказом - передавать коллекцию в Москву в музее не собираются. Культурная общественность Петербурга практически сразу написала письмо Министру культуры с просьбой оставить импрессионистов в Эрмитаже. Письмо уже подписали 10 тысяч человек. Глава музея Михаил Пиотровский считает, что то, как сейчас ведут себя петербуржцы, о многом говорит.
"Я чувствую себя даже оскорбленным из-за того, что произошло на прямой линии - неожиданный такой удар. Но то, что происходит сейчас в Петербурге - удивительно и замечательно. Находятся люди, с которыми у нас много противоречий, но нас объединяет забота об образе Петербурга", - комментирует Пиотровский.
Импрессионисты представлены в Эрмитаже вот уже больше полувека, а музей Нового западного искусства не просуществовал и 20 лет, обращает внимание хранитель отдела импрессионистов Эрмитажа Альберт Костиневич.
"Вспоминают о Музее нового западного искусства, но ведь он существовал практически только 17 лет - с 1923 по 1941 год. Началась война, картины были сняты и отправлены в эвакуацию, потом они уже не вернулись в музей", - объясняет Костиневич.
Если собрание все-таки решат отправить в Москву, начнется цепная реакция - музеи будут требовать передать те или иные коллекции, которые раньше им принадлежали, уверяет советник директора Эрмитажа Юлия Кантор.
"Если мы создаем юридический прецедент передала коллекции, то Воронеж будет иметь основания подать в суд на Тверь, Тверь подаст в суд на Тихвин, Великий Новгород - на Псков. Москву и Петербург это тоже коснется", - считает Кантор.
Впрочем, Ирина Антонова считает, что вопрос о воссоздании музея должно решать государство, а Михаил Пиотровский должен посмотреть на сложившуюся ситуацию не только как директор Эрмитажа.
"Он все-таки не только директор Эрмитажа, но и председатель Союза музеев России. И мне казалось, что у него должен быть более широкий взгляд на то, что такое Музей России, но в данном случае я его понимаю, ему действительно очень жалко. Ну, что я могу сказать, нет так нет. Это решает государство, это проблема государства", - говорит Антонова.
В ближайшее время Министерство культуры проведет расширенное заседание, на котором будут выслушаны мнения музейного сообщества по поводу воссоздания Музея нового Западного искусства. А ответ на вопрос "нужно ли перемещать коллекцию импрессионистов из Эрмитажа в Москву" должен прозвучать 3 июня.