Авторские материалы "Князь Игорь" оказался истинно любимовским спектаклем
Персоны
В Большом театре состоялась первая генеральная репетиция оперы "Князь Игорь" в постановке режиссера Юрия Любимова. Премьера состоится 8 июня, а пока культурный обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова одной из первых смогла оценить новую постановку.
Это спектакль истинно любимовский во всем, говорят те, кто работал над постановкой вместе с мэтром. В их словах не приходится сомневаться. Уже занавес - черный, с красными врезающимися клиньями и надпись "Вначале было Слово" - убеждают зрителя в том, что это спектакль Юрия Любимова. Автор более 35 оперных постановок в Европе, в России он работает в музыкальном жанре впервые. С оперой Бородина, как и с любым другим материалом, Любимов поступил радикально. В прессе писали о невероятных купюрах - опера вместо 4 часов длится около двух с половиной. А музыкальный руководитель постановки и дирижер Василий Синайский называет это особой концепцией.
"Это не просто купюры, а это построение концепции Любимова, в которой нужная ему музыка была использована, а та, которая не очень подходит под его концепцию, изъята".
Впрочем, на этом, наверное, все радикальное заканчивается. В отличие от многих современных оперных режиссеров, Любимов не заставляет артистов петь в неудобных позах, что зачастую влияет на физиологию и мешает певцам. В процессе работы, отмечает Василий Синайский, Любимов кропотливо работал с каждым исполнителем.
"Он все время говорил о слове, о выразительности произношения слова, умении выделить в каждой фразе ключевой смысл. О том, чтобы пропевать не просто абстрактные вещи, а акцентировать зачастую подтекст. Он требует осмысленного и активного пения".
Что касается режиссуры, то Любимов предстает традиционным режиссером, считает сценограф спектакля Зиновий Марголин.
"Это совершенно традиционный спектакль. Там есть принципиальное, жесткое режиссерское решение. Несмотря на свой возраст, Любмиов не потерял ясности и четкости того, что он делает. Работать с ним и тяжело, и легко, потому что он точно знает, чего он хочет".
Юрий Любимов убрал линию возможной дружбы князя Игоря и хана Кончака и акцентировал непотребное поведение оставшегося на родине князя Галицкого. Ко всеобщему удовлетворению публики, режиссер полностью оставил знаменитые половецкие пляски - большую и, наверное, самую знаменитую по музыке танцевальную сцену. Что касается визуального оформления спектакля, то оно крайне лаконично и эффектно. Художник Мария Данилова говорит, что при создании костюмов четко следовала концепции режиссера и сценографа.
"Юрий Петрович и Зиновий Марголин поставили передо мной задачу, чтобы пройти по грани между историческим костюмом и современным, чтобы это не был лубочный костюм, не был исторический. И в то же время чтобы это не была современная одежда".
Спектакль Юрия Любимова практически лишен каких-то трюков и развлечений на потребу публики. Здесь нет открытых отсылок к сегодняшнему дню. Но в тоже время 95-летний режиссер поставил современный и динамичный спектакль.
Полностью слушайте в аудиоверсии.