Авторские материалы Жириновский против Пономарёва: как это было
Персоны
Пресненский суд Москвы рассмотрел иск о защите чести и достоинства Владимира Жириновского. Лидер ЛДПР требовал от депутата-эсера Ильи Пономарева миллион рублей в качестве возмещения вреда и опубликования опровержения. Ранее депутат от "Справедливой России" не увидел научной ценности в диссертации Жириновского и выразил сомнение в правомерности присвоения ему степени доктора философских наук. Депутатский запрос по этому поводу он отправил в Высшую аттестационную комиссию и Генпрокуратуру. Глава либерал-демократов посчитал это клеветой. На судебном заседании присутствовала корреспондент "Вестей ФМ" Александра Писарева.
Заседание было назначено на 9 утра. Дисциплинированные депутаты приехали на пятнадцать минут раньше. Владимир Жириновский в плотном кольце охранников, однопартийцев и юристов, Илья Пономарев вдвоем с адвокатом. Политики демонстративно не общались между собой и заняли кресла по разные стороны от входа в зал суда. Слушание началось с опозданием на 40 минут. Первым делом истец уточнил свои требования. Он просил опубликовать опровержение, а также перечислить ему миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. В подтверждение своих страданий он предоставил медицинскую справку. Согласно ей за время "клеветнической компании" - как он сам обозначил этот процесс - лидер ЛДПР неоднократно обращался к врачу с жалобами на сердце, бессоницу и головные боли. Такой документ ответчиков не удовлетворил. Они потребовали более точных доказательств, чем вызвали возмущение Жириновского.
"И вот докажи, что тебя это возмутило? Чушь какая-то! Почему я должен доказывать, что меня возмущает то, что меня обвиняют в коррупции или махинациях? Вот вы докажите там! Три инфаркта, три инсульта. Еще надо доказать, что инфаркт и инсульт связаны... Через 5 минут после публикации. А может, вы по радио услышали информацию? Как я докажу?"
Пока Владимир Жириновский пылко и долго отстаивал свою позицию, Илья Пономарев лишь молча улыбался. Ещё до начала заседания эсер заявил, что абсолютно уверен в своей правоте. Депутат огласил промежуточные ответы инстанций, куда отправлял запросы.
"Генеральная прокуратура мне ответила, что они готовы будут провести полноценную проверку после того, как срок давности будет снят. А ВАК также привела большое количество фактов и свидетельств, которые подтверждают мою позицию, о том, что что-то там произошло, но также разъяснила, что есть срок давности, и после того, как выйдет новое положение о ВАК, они будут готовы рассматривать это дело по существу".
По словам Пономарева, эта ситуация бросает тень на весь депутатский корпус. Поэтому в обстоятельствах произошедшего надо тщательно разобраться.
"В конечном итоге, это большая проблема, потому что это бросает пятно на всех нас, в том числе на меня, потому что люди, которые приходят на встречу, говорят: "Вы, депутаты, все жулики. Вы все хотите особых условий. Вы все хотите жить не как весь народ, а требуете для себя особых статусов".
Говоря о таких статусах, депутат-эсер указал и на то, что докторскую Жириновский защищал в особом порядке - не защищая кандидатскую. Впрочем, это вполне в рамках закона, уточнил политик. В ответ глава ЛДПР отметил, что заявления Пономарева очерняет не только его как лидера партии, но и бьет по репутации МГУ, где депутат защищал диссертацию. Особенно то, что якобы часть ученого совета вышла с защиты в знак протеста, а оставшиеся члены получили взятки.
"Мне аплодировал весь зал после окончания защиты. Они мне сейчас через 16 лет говорят: вот там вышли люди в знак протеста... Называйте фамилии, вызывайте их в суд. Кто вышел в знак протеста?! Кому дали взятку? Вы понимаете, что это обвинение в даче взятки - покажите хоть одного человека, которому дали? А сумма указана - 5000 долларов".
До конца слушания депутаты не досидели - с разрешения суда покинули зал, оставив своих законных представителей. Решение судья приняла и без них. Иск Владимира Жириновского остался без удовлетворения - возмещать ему моральный ущерб Пономарев не будет, поскольку прямых обвинений в его словах не было. Сторону эсера такое решение полностью удовлетворило. Юрист главы ЛДПР в свою очередь заявил, что решение об обжаловании будет принято в ближайшее время.