Авторские материалы Лагерь для мигрантов-нелегалов в ожидании возвращения на родину
Персоны
Вьетнамские дипломаты резко раскритиковали палаточный лагерь для нелегальных мигрантов, который несколько дней назад соорудили на северо-востоке Москвы. В посольстве страны сообщили, что условия содержания иностранцев в нем нечеловеческие. Свою оценку высказали и российские правозащитники. Они отметили, что у лагеря нет легального юридического статуса. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Диков.
Армейские палатки в несколько рядов. По периметру - ограда и скучающие полицейские. На веревках, которыми привязаны палатки, гроздьями свисает сохнущее белье. Обитатели лагеря в большинстве своем вьетнамцы. Несколько дней назад их задержали в заводском корпусе, он в нескольких метрах отсюда. Сегодня здесь 614 человек. Из обитателей лагеря мало кто говорит по-русски. Но у вьетнамца по имени Тум находится несколько слов, чтобы сформулировать, чего ему здесь недостает:
"Воды нет, футболки нет. Кушать мало. Зарядки для телефона нет".
Чуть в стороне стоят машины с гуманитарной помощью. В одной - пятьдесят вентиляторов, в другой - мыло и шампунь. На каждой коробке написано название организации, которая эту самую помощь предоставила. Те, кто хоть как-то может изъясняться по-русски, обращают внимание на то, что все это привезли только сегодня - перед визитом журналистов. Бывает, кто-то даже остается голодным. К тому же, гречка для вьетнамцев - явно непривычная для желудка еда, рассказывает переводчик посольства Вьетнама по имени Антон:
"Еды на всех не хватает. Еда есть, но её мало. Плюс ещё нет горячей воды, но это ещё ладно. И у людей нет одежды".
Еду уже тоже подвезли. В одной из подъехавших машин - килограммы риса. Да и условия нельзя назвать такими уж ужасными, парирует председатель президиума общероссийской организации "Офицеры России" Антон Цветков. Условия нахождения в этом лагере комфортнее, чем в Центре временного содержания иностранных граждан, куда обычно и отправляют нелегальных мигрантов. Но сотрудники вьетнамского посольства почему-то ни разу не нанесли туда свой визит, говорит Антон Цветков:
"Условия здесь более комфортные, чем в Центре временного содержания иностранных граждан. В Центре разрешены часовая прогулка и душ раз в неделю, а они здесь могут ходить в душ хоть каждый день и гулять практически постоянно. Здесь они имеют право пользоваться сотовыми телефонами, а в Центре временного содержания у них нет сотовых телефонов. То есть Центр временного содержания по своему режиму близок к тому же СИЗО или изолятору временного содержания".
Левый ряд палаток - для мужчин. Здесь двухъярусные кровати. В палатке размещаются сорок человек. Ряд справа - для женщин. Кровати обычные, всего около двадцати штук. В одной из палаток трогательная сцена - одна маленькая вьетнамка переливает другой немного шампуня. В конце этих рядов - четыре душевые кабинки. Тут очередь. В нескольких раковинах стирают белье. Среди низкорослых вьетнамцев выделяются два таджика. Один из них - Хоаким - рассказывает свою историю. Срок действия документов закончился в мае, денег на переоформление не хватало. Теперь он также ждет депортации. Правда, возвращаться в Россию больше не собирается. Хоаким хочет поехать в Европу:
"У меня нет связи с домом. Там у меня двое маленьких деток. Сейчас они что думают: где я, меня убили? Раньше периодически звонил, говорил, что я жив-здоров. А сейчас никакой связи нет".
Устроители лагеря напоминают: организовать все условия для нескольких сотен нелегальных мигрантов не так просто. Сколько они еще здесь будут находиться, точно сказать не может пока никто. В течение десяти суток иностранцев будут проверять полицейские - не причастен ли кто из них к преступлениям. Затем очередь за дипмиссиями - они должны оформить документы для тех, у кого их нет. Сами вьетнамцы между собой передают слух, что ближайший самолет будет через две недели. А один из них постоянно повторяет одну и ту же фразу (судя по всему, единственную, которую он запомнил по-русски): "Хочу домой".