Авторские материалы Больше не значит лучше: инициатива Минкультуры подверглась критике
Персоны
Заместитель директора Большого театра Антон Гетман первым публично выступил против предложения Минкультуры об увеличении количества проводимых культурных мероприятий. Больше не значит лучше, считает он. И с ним согласен обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
Антон Гетман, заместитель генерального директора Большого театра, - смелый человек. Кажется, только что суд согласился с тем, что претензии самого Большого театра к своему теперь уже бывшему солисту Николаю Цискаридзе - совершенно справедливые, что солист не имеет права так резко публично критиковать своих руководителей. А Антон Гетман бросается, можно сказать, на амбразуру, совершенно искренне критикуя своих начальников - Минкультуры - за принятое недавно решение о необходимости увеличения количества мероприятий, которые проводят все подведомственные учреждения культуры.
В министерстве, правда, говорят, мол, мероприятия - это не только спектакли. Понятно ведь, что Большой театр никак не сможет выпускать по премьере в неделю, ведь экскурсия за кулисы - тоже мероприятие: провели - поставили галочку. И концерт - такая же культурная единица. Но замдиректора Большого театра прав по существу: конечно, можно отложить в сторону все другие дела, наметить "другие мероприятия" и погнать по 3 экскурсии, да 2 концерта в день - вот тебе уже и 5 мероприятий, за месяц - где-то 150. Но музейные работники не зря любят напомнить, что музеи в первую очередь - хранилища национального самосознания, а главное дело театра - не платные или бесплатные экскурсии, а все-таки спектакли играть, а хорошие спектакли требуют некоторого времени на репетиции.
Да, на Западе и вправду принято давно репетировать 4, максимум 6 недель, однако же именно там, в Европе и Америке, самые великие и знаменитые актеры не устают завидовать завоеваниям русского театра, ведь лучшие, великие спектакли репетировали дольше. Прямой зависимости, конечно, в искусстве не найти, не всякое гениальное произведение требует месяцев и долгих лет, но спектакль - продукт коллективного труда - редко когда можно сработать на коленке и быстро-быстро.
Наверное, нельзя мириться с тем, когда театр сам себе формирует задание сыграть в течение сезона, к примеру, 120 или 180 спектаклей, но и больше 350 спектаклей в год хорошо сыграть не выйдет. Так работают на Бродвее, но Бродвей - это коммерческое производство, а русский драматический театр все-таки ценят за другие умения и таланты.
Увеличивать, о чем рассказывает в своей статье замдиректора Большого театра Антон Гетман, количество мероприятий в 1,5 раза и более, да еще с последующим ежегодным повышением - это без потери качества сделать невозможно. Да и денег заработать больше, скорее всего, тоже не выйдет, поскольку тут прямой зависимости тоже нет. Чес, которым занимаются артисты в преддверии Нового года, никакого отношения к искусству ведь не имеет. Хотя количеством мероприятий тут можно просто наповал убить!
Кстати, Валерий Гергиев, который некоторое время тому назад пообещал, что после открытия Мариинки-2 вверенный ему коллектив будет давать чуть ли не 1000 спектаклей и концертов в год, но начал ведь он с прямой трансляции спектакля, который играли на одной сцене Маринки, а показывали в зале Маринки номер два. Тоже, конечно, выход, но вряд ли в этом случае можно говорить об увеличении количества мероприятий в два раза. Разве что на бумаге.