Авторские материалы Броня крепка, особенно если она из полиэтилена
Персоны
Минпромторг заказал разработку технологии производства бронезащиты нового поколения на основе высокомолекулярного полиэтилена. Перспективный материал, по данным газеты "Известия", заменит стальную броню армейских БТР, спецавтомобилей "Тигр" и военных грузовиков. В чём же преимущества новой полимерной брони перед традиционной стальной? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Банальный полиэтилен, из которого делают пищевые пакеты, послужит обороноспособности страны. Новая область применения этого материала - броня для военных машин. Естественно, полиэтилен этот не обычный, а сверхмолекулярный, изготовленный по особой технологии. Опытно-конструкторские работы пойдут по теме "Броня-БЭ". "Известия" выяснили конкурсные требования к этому материалу. Он должен держать выстрел от крупнокалиберного пулемета, а также взрыв 8 килограммов тротила под днищем транспортного средства. Новая броня не имеет права поддаваться пламени в течение 15 секунд, а также обязана противостоять весьма экзотическому оружию - боевому лазеру. Соответственно, устанавливать такую защиту предполагается на все виды боевых машин, БТРы, БМП, разведмашины, даже грузовики КамАЗ и Урал. Единственное исключение - танки. Танки - это всё-таки техника первой линии огня, и потому они должны держать удар ПТУРСов с мощными кумулятивными зарядами, и подкалиберных артиллерийских снарядов. А полиэтилен идеален против стрелкового оружия и осколков, рассказал главный редактор журнал "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский:
"По этим элементам он показывает превосходство перед кевларом и над керамикой в бронежилетах хотя бы по той причине, что керамика подвержена растрескиванию, она, вообще говоря, плохо держит два-три попадания рядом. Сталь лучше держит, но сталь достаточно тяжелая. По массовой эффективности новый материал превосходит сталь".
Высокомолекулярной полиэтилен изобретен всего несколько лет назад, но уже активно применяется на Западе в составе композитной многослойной брони. И не только. Многие, наверное, бывали в торговых центрах, а в них есть катки - не ледовые, а, так сказать, теплые, но на которых можно с успехом ездить на обычных коньках. Это всё тот же полимер. Вообще, на гражданке его используют гораздо активнее, чем в оборонке. Это, повторю, за рубежом. В России же применение нового материала только начинается. Из него уже делают спецназовские шлемы и кирасы. Правда, в данном случае сам высокомолекулярный полиэтилен закупается за границей, а у нас он просто формуется в виде тех же бронепластин, то есть это что-то типа отверточной сборки. Теперь же, судя по объявленному тендеру, наши инженеры должны сами научиться производить высокомолекулярный полиэтилен. Хотя это не столько вопрос технологий, сколько экономики, констатирует Виктор Мураховский:
"На Западе такой спрос есть и со стороны военных, и со стороны промышленных, которые из этого материала делают весьма ответственные детали для различного оборудования. У нас спрос со стороны военных именно для использования в баллистической защите, по сравнению с промышленностью, мизерный, вообще говоря. И только под военный спрос никто разворачивать не будет".
Но, судя по техзаданию, речь о промышленном производстве высокомолекулярного полиэтилена пока и не идет. Деньги даются на опытно-конструкторские работы в этой области. Всего 180 миллионов рублей, что, например, для строительства завода - просто несерьезно. Тем не менее, первые опытные образцы нового полимера планируется изготовить к будущему лету. Когда им начнут оснащать серийные боевые машины, пока не известно.