Авторские материалы Эксперты ООН продолжают работу в Сирии
Персоны
Их цель собрать и проанализировать улики, связанные с предполагаемой химической атакой в пригороде Дамаска. Удастся ли им представить объективную картину и какими методами они будут устанавливаь факт применения химоружия, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Ольга Беляева.
Сирия является одним из семи государств, не подписавших Конвенцию 1993 года о запрещении химического оружия. По оценкам западных экспертов страна располагает арсеналом химического и биологического оружия, способна производить зарин, табун VX и иприт в объеме до нескольких сот тонн в год. Однако у экспертов ОНН задача конкретная: подтвердить или опровергнуть факт применения химического оружия в пригороде Дамаска. Так как химоружие оставляет след, обнаружить его не составит труда, - уверен Директор центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. - Нужны только общие желание и усилия.
"Это люди ответственные и честные. Кроме того, сирийское руководство готово оказать содействие, чтобы прояснить картину событий. Для этого надо работать не только экспертам, но и использовать данные разведки. США ими обладают, но захотят ли раскрыть?"
У сирийцев, по оценкам экспертов, имеются значительные запасы отравляющих веществ, произведенных на пяти фабриках на территории страны. Это табун, иприт, зарин. О поражающих особенностях зарина нам рассказал профессор Российского государственного университета нефти и газа им Губкина - Алексей Дедов.
"Зарин - жидкость без цвета и запаха. Это весьма опасно, потому что поражающие свойства этого нервно-паралитического соединения высоки".
Однако чтобы зарин превратился в бинарное оружие (снаряд или ракету, летящие в цель), необходимо смешение компонентов, что требует определенной квалификации. Кроме того, для химических боеголовок необходимы средства доставки. В советское время сирийцам помогали наши специалисты, рассказал военный эксперт Дмитрий Литовкин. Но новые международные реалии все изменили.
"В последние годы Россия, США подписали конвенцию о запрещении разработки, хранения и накопления химоружия. В рамках этого процесса обе стороны активно уничтожают свои арсеналы. Сирийцы к этому процессу не присоединились, поэтому их арсеналы представляют большую угрозу".
То, что химическое оружие на территории страны есть, власти Сирии признали год назад, но тогда утверждали, что оно им необходимо как фактор сдерживания. Однако, только в этом году несколько раз поступала информация от вооюющих стороно применении оппонентами химическогоь оружия. Что касается нынешнего конфликта, то стороны перекладывают друг на друга ответственность за последнюю химическую атаку. Глава сирийского МИДа Валид Муаллем заявил, что химоружие применили иностраннные наемники, воюющие на стороне оппозиции. В свою очередь повстанцы утверждают, что запасы нервно-паралитических веществ и средств есть только в распоряжении правительственных сил. Важно, что на этом фоне меняется позиция Вашингтона: он уже не так категоричен в своих намерениях направить на территорию Сирии серию авиаударов, замечает Иван Коновалов.
"Американское руководство колеблется: если раньше были резкие заявления о готовности американских военных выдвинуться к границам Сирии, то сейчас американцы отыгрывают назад. Все понимают, что хотя США настроены негативно в отношении Асада, нужен еще один акт дипломатии, надо попытаться договориться".
Между тем, организация "Врачи без границ" представила свои аргументы в пользу применения химического оружия: в больницы поступило более 3 тысяч человек с признаками нейротоксикоза. При этом более трхсот человек скончались от химического отравления. Медики не указали, с чьей стороны применялось химическое оружие. Так что теперь слово за экспертами ООН. От их выводов зависит дальнейшее развитие событий не только в Сирии но и на всем Ближнем Востоке.