Авторские материалы Картина "Джобс. Империя соблазна" не соблазнила
Сегодня в российский прокат выходит долгожданная кинобиография основателя корпорации Apple Стива Джобса. Фильм, в котором главную роль сыграл Эштон Кутчер, получил название "Джобс. Империя соблазна". О картине подробнее рассказывает обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Точка отсчета для фильма "Джобс. Империя соблазна" абсолютно очевидна - и это вовсе не момент трагически ранней смерти Стива Джобса и даже не колоссальные тиражи его посмертной биографии. Речь о выдающейся, сломавшей все стереотипы биографического кино, ленте Дэвида Финчера "Социальная сеть". После ее появления стало вдруг понятно, что, во-первых, и в нашем прозаичном и путаном времени есть свои герои, а во-вторых, можно снимать о них превосходное кино, не дожидаясь момента, когда они отойдут в надежное историческое прошлое.
Главный роковой просчет продюсеров картины "Джобс" - именно так, без придуманной российскими прокатчиками сомнительной "Империи соблазна", она называется в Штатах - в том, что Финчер снимал картину по оригинальной идее и превосходному сценарию Аарона Соркина, да и сам - персонаж не последний, и всем вместе им удалось прошибить стену стереотипов, создав на экране еще более яркий образ, чем в жизни, для основателя Facebook Марка Цукерберга.
А в "Джобсе" ставка сделана отнюдь не на режиссера - безвестного и, видимо, малоталантливого Джошуа Майкла Штерна, и не на блеклого сценариста Мэтта Уайтели, а на самого прототипа, и на исполнителя главной роли, любимца девочек и дам в возрасте - Эштона Кутчера. Ошибочка вышла.
Сам по себе Стив Джобс, как любой человек из реальной жизни, слишком противоречив и разнообразен, чтобы органично уложиться в полуторачасовой фильм, да еще предположительно хитовый. Выдергивая отдельные, пусть и яркие страницы из его биографии, авторы разрываются на части: кто в лес - то есть, в профессию, кто по дрова - то есть, в личную жизнь. В чем был собственно гений Джобса, остается туманным. Был он славным человеком или невыносимым - решительно непонятно. Образ не складывается, хоть ты тресни: а трещит по швам Кутчер, актер одаренный, но по-прежнему подчиняющийся непреложным законам собственной внешней привлекательности, и даже в странных рубашках, очках и бороде, остающийся плейбоем, а не чудаком, которого пытается изо всех сил играть.
Главная проблема, впрочем, не в нем, а в отсутствии внятной связи между историей, рассказанной с экрана, и теми гаджетами, которыми полны карманы, сумки и дома предполагаемых посетителей: на экране есть странные неуклюжие железные коробки, а историю рождения iPhone или iPad создатели картины не удосужились рассказать. Тем хуже для них, и тем меньше причин смотреть этот странный фильм. Уж лучше книжку о том же Джобсе еще раз перелистать.
Полностью слушайте в аудиоверсии.