Картинка

Авторские материалы Победы российского кино 2013: от "Метро" до "Сталинграда"

24 декабря 2013, 21:28

2013 стал годом больших коммерческих побед для отечественного кино. Впервые за долгие годы сменился национальный кассовый лидер - место фильма "Ирония судьбы. Продолжение" занял "Сталинград", ставший самым кассовым фильмом за всю историю постсоветского кинематографа. Об этом и других успешных фильмах сезона рассказывает культурный обозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

Явление, очевидно, чисто российское: когда спиной приперли к стене и отступать некуда, вдруг просыпаются неслыханные бойцовские качества - сопернику на удивление. Если что, враги в данном случае - конкуренты по прокату, в первую очередь Голливуд, а бойцы - армия отечественного кинематографа. Несколько лет подряд мы несли поражения одно за другим, и неудивительно: ведь многие из предыдущих побед были одержаны не на честных условиях. Прокат на время Нового года или в другие периоды планомерно вытеснял американцев, чтобы занять все время потребителя отечественными блокбастерами и опустошить его карманы.

Зритель отомстил: последние два года падение интереса к русскому кино был постоянным и безжалостным. И вдруг в 2013, когда власти заговорили о квотировании и изменении всей системы господдержки кино, случилось что-то невероятное. Началось с фильма-катастрофы Антона Мегердичева "Метро": неожиданно и смело выбранный материал, шокирующий реализм некоторых сцен и умелое использование законов жанра принесли картине 12 миллионов долларов в прокате. Этот фильм, однако, как выяснилось, был лишь разогревом. Весной на экранах оказалась "Легенда №17" Николая Лебедева. От биографии хоккеиста Валерия Харламова никто не ждал сенсационных побед - ни жанр, ни тема не располагали к таким прогнозам. Однако картина, далеко не примитивная, а во многих отношениях - например, операторской работы - довольно смелая, если не сказать новаторская, вызвала колоссальный интерес, собрав в прокате почти 30 миллионов долларов. Это седьмое место по итогам всего года: солидно.

Но тогда мало кто мог предсказать еще более поразительный результат осеннему "Сталинграду" Федора Бондарчука. Амбициозная дорогая картина, первая в России в формате IMAX 3D, была рискованным проектом: фильмы о войне наш зритель исторически в последние десять лет не жаловал. Сногсшибательные результаты превзошли все прогнозы - "Сталинград" собрал почти 52 миллиона долларов, став абсолютным рекордсменом среди всех отечественных картин за постсоветский период и кассовым чемпионом по итогам года. Что именно сработало - новейшие технологии, грамотно выбранный визуальный язык, яркий сюжет, сама тема, - сказать трудно: это вопрос для будущего осмысления. А сейчас остается только радость, поддержанная последним рекордсменом этого года - собравшим 25 миллионов и окупившимся в пять раз малобюджетным свадебным фарсом дебютанта Жоры Крыжовникова "Горько!", который укрепил зрителя в его решимости смотреть отныне и российское кино тоже. Может, до "Железного человека" большинству наших фильмов все еще далеко, но все-таки то, чем мы живем и о чем думаем, они отражают не в пример точнее.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация