Авторские материалы Защита секс-работников и легализация проституции - одно и то же?
Персоны
Секс-работницы в России не имеют права создавать профессиональные объединения или организации в свою защиту. Такое решение принял суд Петербурга, подтвердив отказ Минюста в регистрации организации "Серебряная роза". Обоснование - отсутствие в официальном классификаторе такой профессии. Подробности - у корреспондента "Вестей ФМ" в Петербурге Татьяны Григорьянц.
Нет такой профессии - секс-работник. Посему и объединения быть не может, констатировали в городском суде Санкт-Петербурга и отклонили иск активистки Ирины Масловой с просьбой отменить решение Минюста зарегистрировать новую организацию "Серебряная роза". Это могло бы быть первое в России некоммерческое партнерство, которое защищало бы работников секс-индустрии с юридической точки зрения. Однако в ведомстве посчитали, что "добро" на регистрацию может стать своего рода легализацией проституции, а это уже противоречит уголовному кодексу России.
Меж тем, от того, что в общероссийском реестре профессий нет графы "секс-работник", на реальность это никак не влияет, говорит Ирина Маслова. Таких в России, по ее словам, около 3 миллионов человек, и все они оказываются "за бортом" законодательства.
"Государство должно, как минимум, признать, что у нас в стране секс-работники есть. Что в стране секс-работники подвергаются огромному риску, злоупотреблениям. Признать, что это - преступление против женщин, против людей, против мужчин, которые занимаются секс-работой".
Ирина Маслова - бывшая учительница. Поддерживать работниц секс-индустрии, как сама призналась журналистам, стала из чувства сострадания. Решению суда не удивилась. Однако руки вместе со своими сподвижниками опускать не собирается. Следующий шаг - Европейский суд по правам человека. Там их поймут, считают активисты, и поддержат, ибо в Европе уже действует несколько подобных "Серебряной розе" некоммерческих партнерств, хотя проституция тоже не легализована. Впрочем, все это движение - лишь пиар-кампания, говорит эксперт в области регистрации юридических лиц в Петербурге Александр Миролюбов. Если бы активисты действительно хотели просто зарегистрировать организацию по защите прав секс-работников, они бы это сделали, отмечает Миролюбов.
"Это позволяет не наша судебная система, а регистрационная система; может быть, нужно было с какой-то другой стороны подходить?А то, что они хотят в Европейский суд подавать - ну, могут подать, но главное получить результат, а если они подают в Европейский суд сразу после первой инстанции - то это пиар однозначно".
Однако активистам "Серебряной розы" надо отдать должное, отмечает депутат Заксобрания Петербурга Марина Шишкина: они стали говорить о проблеме. И - да, наверное, правильно, говорит депутат, что им отказали в праве на регистрацию организации, и очевидно, что проституция в нашей стране, по крайней мере, в ближайшем будущем, легализована не будет. Но озвучивание проблемы - уже половина ее решения.
"Запрещена, и не предвидится никаких попыток ее легализовать. А как можно защищать нелегальный бизнес? Наверное, его можно защищать только нелегальным путем. Но, вообще, конечно, наверное стоит об этом говорить. Действительно, такая работа есть теневая. Они готовы признаться в том, что эта работа есть... Мне кажется, что любое выявление проблемы, любая констатация - совершенный плюс".
Однако говорить об этом готовы немногие. Консервативное общество Петербурга в большинстве своем придерживается мнения, что секс-работниц нужно не защищать, а запрещать.