Авторские материалы "Мокрое золото", или что бы ещё продать иностранцам
Персоны
Стратегический водопровод. Рост доли углеводородов и прочего сырья в структуре экспорта России вынудил Минэкономразвития искать нестандартные формы его диверсификации. Если уж нельзя предложить зарубежным партнерам весь спектр машиностроительной и наукоемкой продукции, то можно хотя бы изменить структуру продаваемых ресурсов. Например, добавив к ним воду. Питьевую. Спрос на нее во всем мире растет. Сколько стоит водицы напиться, и почему доходы от родников и озер еще рано подсчитывать в бюджете - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Среди критериев принадлежности к "золотому миллиарду" в последние годы популярен следующий. Если человек может себе в любой момент позволить выпить стакан чистой воды, значит, в сравнении с массой других обитателей Земли его жизнь вполне удалась. Вода дорожает, говорит аналитик исследовательской компании AC Nielsen Анна Коробкова, опираясь на данные российских торговых точек.
"Эта категория растет на 3.5% в объемном выражении и на 9% в стоимостном; дорожает она вровень со всеми продуктами, услугами по стране".
Вода, продаваемая в розницу, делится на две большие группы - питьевую и минеральную; вместе в России продается 5 миллиардов литров в год. То есть, примерно 30 литров на человека в среднем. Охотнее ее берут горожане, продолжает Анна Коробкова.
"Категория бутилированной воды наиболее хорошо продается в крупных населенных пунктах. Это - не товар первой необходимости... И проблема чистоты питьевой воды более актуальна, чем для жителей остальных населенных пунктов".
По медицинским нормам - примерно 2 литра воды на взрослого человека в день - потенциал рынка нашей страны - 2500%. Но просто так взять кредит и построить на роднике заводик по выпуску воды, увы, не получится, отмечает президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров.
"Это непросто, процедура согласования достаточно сложна, если речь идет о промышленном производстве... На это уходят годы".
Но если внутренний спрос будет показывать текущую динамику, поработать на экспорт вполне смогут и действующие предприятия, продолжает Дмитрий Петров.
"В среднем, загрузка производителей - 65-70%, 30-40% можно прибавить на действующих мощностях, не говоря уже о вводе новых мощностей".
В Европе стандартная цена литра небрендовой питьевой воды, в среднем, 1 евро. В России же издержки производства сказываются на ценниках весьма оригинально, отмечает Анна Коробкова из компании AC Nielsen.
"Маленькие упаковки - меньше литра - продаются по цене 50 рублей за литр. Крупные же - 5-литровые - по цене 9 рублей за литр".
Но основой перспективный покупатель нашей воды - Китай. Львиная доля территории его не обеспечена водой, либо не обеспечена водой чистой. Поэтому, среди планов водной экспансии России в Поднебесную есть даже проекты постройки магистральных водопроводов. Но ни они, ни поставки в бутылках обычным транспортом пока, по разным причинам, неэффективны, констатирует глава Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров.
"Выгода определяется возможностью продавать ее по цене, которая покрывает издержки транспортировки. Дефицит воды испытывают, прежде всего, те страны, где уровень доходов невысок. Потому спросом она не будет пользоваться. Что же касается поставок воды по трубопроводам, то здесь дело за экологами: если мы будем качать воду в таких количествах, могут возникнуть экологические проблемы в отдельных регионах".
В ближайшие 15-20 лет вода, к сожалению, не заменит нефть и газ в трубах, уходящих от нас за рубеж. И появления среди голубых фишек условных "Водопрома" или "Росводы" также ожидать не приходится.