Авторские материалы Новый регламент в интернет-торговле: мнения экспертов
Персоны
Федеральная налоговая служба обязует свои структуры обращать внимание на покупки в интернет-магазинах. Чек должен быть выдан покупателю незамедлительно после получения от него денег за товар. У компаний дистанционной торговли новая мера не вызывает оптимизма. Однако роста цен, скорее всего, не будет, уверены эксперты. Новые правила идут параллельно с нормированием покупок в зарубежных онлайн-маркетах - конкурентные условия должны быть равны. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Артёмов.
Позиция налоговиков насчёт выдачи чека в момент оплаты и получения товара всегда была жёсткой. Однако в дистанционной торговле есть нюансы, говорит эксперт московского отделения организации "ОПОРа России" Сергей Елин:
"Требование о выдаче чека в момент совершения оплаты и передачи покупки выглядит логично. Но, если говорить об интернет-порталах, возможно, для них это будет неудобством. В этом случае всех курьеров придётся снабжать кассовыми аппаратами, а для мелких площадок это будет весьма накладно".
Поддерживая укрепление фискальной дисциплины, президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов выделяет сегмент покупок, где жёсткие меры вряд ли необходимы:
"Вряд ли выписка чека должна касаться покупок, сделанных через кредитную карту. Карта содержит в себе всю историю покупки. Известно, кто и что купил, когда это произошло".
Закон "О защите прав потребителей" обозначает срок принятия претензий в две недели с момента покупки, а именно - печати чека. Но если представить, что покупка оплачена картой (например, коробка обуви), она может идти в отдалённый город пару недель вместе с чеком. В итоге покупатель получает новую пару, которую уже не может обменять. Участники рынка могут выделить и другие примеры, а потому готовы помочь налоговикам в создании чёткого регламента. Впрочем, пока введённые меры вряд ли отразятся на цене товаров, продолжает Сергей Елин:
"Для больших провайдеров - сильно не повлияет. Для маленьких площадок, я думаю, это будет затратная часть, возможно, это отразится на стоимости. Но они привязаны к рынку и вряд ли сильно поднимут цены, потому что не выдержат конкуренции".
По мнению экспертов, нужен регламент и для покупок в зарубежных интернет-магазинах, чтобы наш рынок мог работать в конкурентных условиях. Касается он таможенных пошлин, говорит совладелец интернет-торговой компании Максим Фалдин:
"Если покупатель покупает в российском интернет-магазине, то с этого товара все пошлины уже оплачены. Если покупатель берёт товар до 1 тысячи евро за границей - этого нет в цене, и правила игры не равны".
Сегодня покупатель может заказать товаров из-за рубежа на сумму до 1 тысячи евро в месяц без пошлин. В других странах действует норма до 150 евро на одну покупку без ограничения их количества. В итоге в Россию выгодно ввозить дорогие предметы (те же смартфоны и планшеты), но серые импортёры делают бизнес на больших объёмах относительно дешёвых вещей. При этом речи о закрытии канала онлайн-импорта для частных лиц нет. Напротив, представители российского рынка отмечают, что сборы таможенных пошлин должны быть менее формализованы, а почта - работать быстрее. Покупатель сам выберет выгодный для себя вариант.