Авторские материалы "Бегущий в лабиринте": ещё один "Повелитель мух" никому не нужен!
Режиссеры все чаще обращаются в кино к жанру подростковых антиутопий - "Голодные игры", "Дивергент". Теперь в российском прокате - новый подростковый блокбастер. "Бегущий в лабиринте" - картина о мире будущего, в котором выжить будут способны лишь немногие. Фильм посмотрел кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин и задумался, чем интересен подобный киножанр и почему он пользуется все большей популярностью.
Это - тенденция последних десяти или около того лет. Как только появляется культовый киносериал, особо популярный у подростков, так у него возникают десятки эпигонов, стремящихся вскочить в последний вагон уходящего поезда - как правило, без большого успеха. Сначала все снимали про детей, учащихся в волшебных школах - по мотивам "Гарри Поттера". И синхронно экранизировали хрестоматийные фэнтези - в духе "Властелина колец".
Потом так же дружно, торопясь успеть за немыслимо популярными "Сумерками", исследовали рождающуюся сексуальность томных школьниц старших классов. А теперь, когда сага про вампиров тоже завершилась, плавно перешли к тинейджерским антиутопиям - в духе динамичных и бравых "Голодных игр". Третьей, предпоследней части революционного цикла о девочках и мальчиках, сражающихся против тоталитарного режима, осталось ждать еще 2 месяца, и ожидание скрашивают картины-эпигоны.
После вполне изобретательного "Посвященного", "Бегущий в лабиринте" - свежая попытка в том же жанре, и опять - экранизация подросткового бестселлера: в этих процессах кино догоняет литературу. Режиссер Уэс Болл мало чем знаменит, и это, как бывает чаще всего, корень проблемы: для интерпретации даже талантливого текста, даже с большим бюджетом и яркими артистами - а здесь со всеми этими пунктами все не так уж безоблачно - все-таки необходим не просто профессиональный, а талантливый и самобытный постановщик.
"Бегущий в лабиринте" таковым похвастаться не может. И первое, что бросается в глаза - откровенная вторичность даже не по отношению к новейшим антиутопиям, а по отношению к "Повелителю мух" Уильяма Голдинга. Опять своеобразный остров - только не в океане, а где-то в неопределенном пространстве, окруженном таинственным лабиринтом, через который не пробраться. Опять мальчики-подростки, к которым, правда, не то чтобы ради сюжета и романтической линии, но просто во имя политкорректности добавлена одна девочка.
Опять одни стремятся к общественно-родовому тоталитаризму, а другие выступают за инициативность и стремление к свободе. Модель-то неплоха, благо многократно использована, да вот только зачем это смутное будущее, невнятный апокалипсис, совсем уже лишние механические гигантские пауки, пожирающие детей - видимо, исключительно ради демонстрации потраченных на фильм денег? И правда, впору заплутать, как в дурном лабиринте, и потерять единственно ценное - смысл. Что ж, невелика потеря: в истории кинематографа "Бегущий в лабиринте" вряд ли задержится. В отличие от "Голодных игр", до которых ждать осталось, в сущности, не так уж долго.