Авторские материалы Киноитоги года: каннские и берлинские призёры остались за кадром...
Уходящий 2014-й год не принес сенсаций мировому кинематографу. Тем не менее, несколько фильмов наверняка останутся в истории кино навсегда, а под конец года был поставлен кассовый рекорд - третьей частью "Хоббита" Питера Джексона. Итоги года суммирует кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Первое значительное событие года - "Оскар", и здесь все ясно. "12 лет рабства" - важный фильм, закрывающий одну из самых существенных тем американской истории, признан лучшим, а больше всего призов досталось все равно не его автору Стиву Маккуину, а "Гравитации" Альфонсо Куарона, которая открыла новую страницу в мировом зрелищном кино.
Что ж, последствия в 2014-м сказывались повсюду: одним из самых обсуждаемых и ярких фильмов года стал, правда, двухмерный, но тоже собравший рекордные деньги в IMAX-ах фильм Кристофера Нолана "Интерстеллар", опять про освоение космоса, более глубокомысленный, задумчивый и амбициозный, чем "Гравитация". С другой стороны, гениальный Эмманюэль Любецки - лучший оператор текущего столетия - следом за Куароном поработал с его товарищем, другим мексиканцем-пассионарием Алехандро Гонсалесом Иньярриту, и вместе они сняли фильм "Бердмен", открывавший в 2014-м фестиваль в Венеции. Картина потрясающая, ее шансы на "Золотые глобусы" и "Оскары" в 2015-м - велики. Хотя у другой картины - еще больше.
"Отрочество" Ричарда Линклейтера - самый необычный фильм года, история одной семьи, которая снималась с одними и теми же четырьмя артистами на протяжении двенадцати лет. Серебряный медведь за режиссуру в Берлине - ну, и номинации на все американские премии: интересно посмотреть, какие из них обернутся статуэтками и дипломами. Хотя в России, что характерно и вместе с тем печально, "Отрочество" выпускать в кинотеатрах не стали вовсе, обошлись интернет-прокатом.
А с другими победителями фестивалей - еще хуже. Китайский нуар "Черный уголь, тонкий лед" Дяо Иньяня, победивший в Берлине, в прокат не вышел, только в Москве показали на фестивале. Медитативная разговорная "Зимняя спячка" турка Нури Бильге Джейлана, победившая в Каннах, вышла в ограниченный прокат и прошла почти незамеченной; еще более тонкие и необычные "Чудеса" итальянки Аличе Рорвахер, заслужившие в Каннах Гран-при, показали единожды, в Питере. У венецианского победителя - грандиозного брейгелевского гротеска шведа Роя Андерссона "Голубь сидит на ветке, размышляя о человеческом бытии" - пока нет ни прокатчика, ни шансов на показ.
В коммерческом кино тоже все было довольно спокойно. За исключением "Интерстеллара", наверное, главным событием надо признать заводных и озорных "Стражей галактики" Джеймса Ганна - неожиданный хулиганский продукт от студии "Марвел2. В анимации же ничего остроумней антиутопического и остросоциального, хоть формально и детского, "Лего Фильма" за этот год не показывали. К финалу года подоспел и "Хоббит" - завершение монументального толкиеновского проекта отважным новозеландцем Питером Джексоном тоже стоит признать событием года, как и появление нового лидера по кассовым сборам. Таковым стал именно "Хоббит", как только кто-то потрудился прибавить друг к другу сборы всех трех частей, уже окупивших сполна незаурядные затраты.
Со Средиземьем покончено: через год будем встречать рождество с новыми "Звездными войнами".