Авторские материалы Лето пришло на прилавки
Персоны
Пляжные полотенца, крем для загара и садовые стулья: торговые сети обновили ассортимент к летнему сезону. В ближайшие недели ожидается повышенный спрос на некоторые группы товаров, и ретейлеры прогнозируют успешные продажи. На чем зарабатывают летом и как привлекают покупателей - в материале корреспондента "Вестей ФМ" Виктории Шеиной.
Манекены переоделись в шорты и легкие цветастые платья. Взамен горячих пирожков - тележки с мороженым. Сезонные товары потеснили на полках крупных супермаркетов даже продукцию регулярного спроса. Все логично, говорят эксперты. Наступает лето, и у покупателей - новые потребности. В продуктовых магазинах сейчас начнут чаще приобретать овощи, фрукты и прохладительные напитки. На пике популярности - солнечные очки, средства от комаров, москитные сетки и всевозможные приспособления для жарки шашлыков. Лето вообще располагает к покупкам, говорит психолог Марат Латыпов.
"То, что погода, солнце, яркость и прочее, расслабленность человека, хорошее настроение - на чуть-чуть увеличивает продажи. Но самое главное, чтобы была потребность в товаре. Как правило, продают не товар, а те эмоции и тот образ жизни, который будет иметь человек, купив этот товар. Поэтому хорошо упакованная продукция симпатичнее, существуют цветовые гаммы определенные".
Один из крупных магазинов мебели, например, зазывает покупателей яркими аксессуарами: диванными подушками всех цветов радуги, тентами, похожими на шатры султана. У входа составлена целая композиция из предметов, которые будут эффектно смотреться практически в каждом дачном доме. Это как раз то, о чем говорил психолог: сети торгуют не просто товарами, а образом жизни.
Есть другие уловки: упаковки спреев после загара, специальных солнцезащитных помад обычно окрашены в призывные цвета. Даже для ценников придумывают особую форму. Елена Комкова, эксперт по розничной торговле Retail Training Group, рассказывает, как еще привлекают покупателей.
"Когда у вас жаркое лето и продукция стоит в холодильнике, то покупать из холодильника будут чаще. Если товары - садовая мебель и фрукты, делают уличную торговлю, выносят на улицу. Это изменение традиционной формы подачи товара, что может дополнительно привлечь".
Сезонные товары в магазинах обычно выставляют на самое видное место. Кстати, очень редко продаваемый ассортимент - это остатки прошлогодних закупок. На такой шаг крупные и солидные сети не идут, утверждает эксперт. Более того, в штате компаний есть даже особые менеджеры по сезонной продукции, и ассортимент каждый год стараются расширить. Хотя есть и традиционные популярные товары. Из бытовой техники - это кондиционеры и соковыжималки, а также электронные весы. Среди лекарственных препаратов бьют рекорды продаж всевозможные антигистаминные, средства от расстройства желудка и ожогов, плюс пластыри и растворы, заживляющие раны. Питьевая бутилированная вода раскупается в огромных баллонах, и практически каждый дачник прикупит к началу сезона что-то из садового инвентаря. Зимой такие вещи будут стоить чуть дешевле, объясняет эксперт Елена Комкова, а сезонная наценка довольно солидная.
"Обычно на товары сезонные наценка больше, чем на остальные. Но при этом они являются привлекательными товарами, которые используют для привлечения покупателей. Потому что цена на сезонные товары важна для покупателей в сезон. И он имеет приблизительное представление об уровне цен. Поэтому, как группа товара, сезонная имеет высокую наценку, выше, чем товары регулярного спроса. Но отдельные позиции могут продаваться ниже себестоимости, если это используется для привлечения покупателей".
Но и товары регулярного спроса тоже могут измениться в цене. Например, за последний месяц практически в 2 раза выросла стоимость шампуней в некоторых торговых сетях.
А если нужно презентовать новый товар, то делают это теперь в будни. Основной поток покупателей летом приходится на эти дни, а не на выходные, как в холодное время года. Но спрогнозировать, что будут активно покупать, а что - нет, все-таки не так уж просто. Если лето окажется холодным, то многие сезонные товары не найдут покупателей. А если, например, спонтанно возникнет мода на что-то, то сетям придется срочно реагировать и пополнять ассортимент. Или, например, резко востребованными могут стать марлевые маски - если из-за жары загорятся торфяники.