Картинка

Авторские материалы Черти и химеры как элемент декора: история вопроса

27 августа 2015, 21:15

Персоны

В Петербурге завели дело по факту разрушения барельефа Мефистофеля. Накануне неизвестный мужчина в рабочей одежде сбил кувалдой каменную фигуру Мефистофеля на доме Лишневского. После этого несколько человек собрали обломки и увезли на фургоне в неизвестном направлении. Изображение нечистой силы было частым явлением не только в эпоху модерна, но и в средние века. И тогда эти образы никого не оскорбляли. Подробнее - корреспондент "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Гаргульи, химеры, да и просто черти являются обычными элементами оформления церквей средневековой Европы. Храм воспринимался как модель Вселенной, и коль скоро в жизни присутствуют темные силы, они должны были найти свое отражение в картине мира. Кроме того, средневековый, прежде всего готический храм - это своеобразная Библия для неграмотных. С помощью скульптур человеку, не умевшему читать, рассказывалась история Ветхого и Нового Завета. А там сатана - один из действующих лиц. Кстати, в православных церквях, в которых не были распространены скульптуры, ту же роль играли фрески. К примеру, Архангел Михаил часто изображался попирающим дьявола. Черти были и есть на иконах и фресках со сценами Страшного суда.

Но и в давние времена отношение к изображению нечистой силы не было однозначным. В 12 веке убрать скульптуры бесов из церквей предлагал католический святой Бернард Клервоский. А если подойти поближе к фрескам Страшного суда в наших старых храмах, можно заметить выколотые глаза или даже совсем стертые лица сатаны или антихриста. Верующие таким вот образом на протяжении веков сами выражали свое отношение к нечистой силе.

Однако если ранее (в средние века) черти были частью контекста, то в эпоху модерна они стали восприниматься как самостоятельный элемент декора, который можно лепить где угодно по желанию архитектора или заказчика. Модернизм здесь фактически перешел в свою противоположность - постмодернизм, превращающий все в игру.

Тот же Алексей Лишневский, построивший перед революцией дом с Мефистофелем, украшал и другие свои здания разными вампирами, химерами и чертями. После постройки доходного дома на Лахтинской улице в прессе сразу же началась дискуссия о допустимости подобного оформления. Кончилась она ничем. Но, видимо, тогда же возникла легенда, что Мефистофель на доме - это вовсе не Мефистофель, а Федор Шаляпин, загримированный под Мефистофеля в опере "Фауст".

Но даже тогда, когда православие в России было государственной религией, никто не пытался разбить эту инфернальную скульптуру. Речь шла только о недопустимости повторения такого убранства в новых постройках.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация