Авторские материалы Россия выведет Сахалин из-под санкций с помощью Китая
Персоны
"Газпром" планирует подписать меморандум о поставках газа с островного шельфа на китайский рынок. Это создаст альтернативный маршрут для нескольких проектов на Дальнем Востоке, которые застопорились после того, как США в прошлом месяце запретили своим компаниям поставки оборудования на Сахалин. Меморандум приурочен к рабочему визиту Владимира Путина в Пекин - сегодня он там проводит переговоры с первыми лицами КНР. Всего в течение ближайших двух дней будет подписано около 30 российско-китайских соглашений. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов - подробнее.
Большинство документов пока держат в секрете. Большая их часть будет подписана в четверг после переговоров российской делегации с китайскими партнерами. Самым громким проектом на переговорах, по всей видимости, станет трубопровод с Дальнего Востока в Китай. Речь о прокладке трубы с Южно-Киринского месторождения на территорию КНР. Резервуар находится на шельфе Охотского моря, в границах проекта "Сахалин-3". Ранее предполагалось, что он будет питать завод по сжижению во Владивостоке. Оттуда газ должен был пойти по воде на богатые азиатские рынки - туда, где больше предложат. Из-за охлаждения отношений с Японией эти проекты оказались под вопросом, затем добавились санкции США по оборудованию. Поэтому "Газпром" был вынужден искать альтернативу - и нашел ее в виде классической трубы от шельфа к границе Китая. Стратегически это верно, лучше вовремя занять долю на китайском рынке, чем рисковать с прицелом сразу на несколько стран, рассуждает член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев:
"На китайский рынок спокойно придут другие игроки. С Туркменией идут переговоры о том, чтобы интенсифицировать их поставки. Также сжиженный природный газ может поставляться в больших объемах, как только в Австралии запустят крупные проекты в ближайшие годы. Вполне возможно, что и американский СПГ доплывет в танкерах до китайских берегов со временем. России в этой конкурентной борьбе нужно не опоздать".
Всего за 5 лет Китай планирует удвоить потребление газа, замечает эксперт. Это будет рынок вдвое больший, чем сейчас производит Россия на всех своих газовых месторождениях. И тем не менее переговоры с китайцами традиционно идут тяжело. В данный момент у КНР нет потребности в таком объеме топлива, который предлагает Россия. А брать на себя обязательства на отдаленное будущее Пекин не хочет. Поэтому в переговорах постоянным препятствием становятся три темы: объемы поставок, их цена и точный маршрут. Китайцы добиваются, чтобы Россия выставила тарифы ниже, чем у других стран, не требовала гарантий покупки этого газа и точно указала, в какие регионы пойдет труба. Если газ с "Сахалина-3" отойдет китайцам, то это будет уже третий по счету реализуемый крупный маршрут между двумя странами. Пекин сможет выбирать, из какой трубы брать газ и жестко торговаться по цене, предупреждает Эльдар Касаев:
"Чем больше проектов мы предлагаем Китаю, а мы вынуждены это делать, потому что это и стратегическое наше направление, и нужно газ в большом количестве сбывать, тем у китайцев больше возможностей для торга. Они могут продолжать сбивать цену, и это будет тормозить переговоры по поставкам по западному маршруту "Сила Сибири-2", или "Алтай" (как он раньше назывался)".
Алтайский трубопровод - тема, которая обязательно встанет на переговорах с китайцами. Россия заинтересована в том, чтобы с его помощью связать западносибирские месторождения с западными провинциями Китая. Это позволит реально диверсифицировать поставки газа, который сейчас оттуда идет только в Европу. Эксперты не ожидают прорыва по проекту "Сила Сибири-2", но не исключают, что переговорщики уточнят ряд технических параметров будущего соглашения. Помимо газовых контрактов на встрече в Пекине будут дорабатывать целый пакет документов. Наиболее крупный из них - по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Россия и Китай совместно вложат в нее более триллиона рублей. В дальнейшем казанская дорога станет моделью для инфраструктурных проектов и в других частях страны. Интерес китайских инвесторов здесь вполне понятен - в будущем они рассчитывают запустить в России свои новейшие поезда, говорит советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов:
"Для Китая крайне интересно принять участие в любых железнодорожных проектах, связанных с введением высокоскоростного движения, поскольку это позволит приучить пользователей к китайскому подвижному составу, китайским комплектующим и сильно расширить рынок сбыта для их недавно созданного производства. Поэтому Китай скорее всего готов пойти на заметные затраты на финансирование этого проекта".
Впрочем, обмен технологиями идет в обе стороны. Так, Россия и Китай работают над совместным созданием широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого вертолета. В ракетно-космической отрасли Россия тоже выступает как поставщик научно-технических решений, а Китай - как заказчик или соинвестор. В сфере финансов Россия и Китай неизменно поднимают вопрос о расчете в национальных валютах. Как прогнозируют эксперты, сфера применения доллара в торговле между странами будет постепенно сокращаться, в первую очередь в несырьевых отраслях и приграничных проектах. Однако объем товарного потока по-прежнему принято считать в американской валюте. Сейчас он составляет около 90 миллиардов в год, к 2020 году страны рассчитывают увеличить товарооборот до 200 миллиардов.