Авторские материалы Хиромантия проникает в школы: куда жаловаться на коммивояжеров
Персоны
Профориентация по линиям на ладони: хироманты предлагают московским школьникам определить способности. Свои услуги продвигают прямо в стенах учебных заведений. Кто разрешил давать рекламу сомнительных услуг и куда жаловаться родителям, которые сталкиваются с подобными проблемами, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Александра Писарева.
За 5 минут и 450 рублей по отпечаткам пальцев 9-леткам предложили узнать свои способности в спорте, предрасположенность к болезням, склонность к той или иной профессии и так далее. Листовки принесли на урок физкультуры. Один из учеников забрал рекламку домой. Его отца ловкий маркетинговый приём возмутил. В школе 1103 подтвердили: да, такие материалы распространяли. Но только по просьбе родителей, уточнила директор учреждения Мария Сокур:
"Здесь не хироманты. Мы смотрели и читали сайт, в принципе, достаточно интересно написано про эту компанию, это по отпечаткам пальцев способности учащихся выявляют. У нас родители обратились попробовать. Ну, вот видите, не все поддержали идею. На самом деле, мы стараемся ограничить, потому что приходит много людей, театры, фотографы - мы это всё не разрешаем. А здесь новая идея".
На ярком сайте организации указано: биометрическое тестирование - именно так там называют свою деятельность - прошли в том числе министр спорта Виталий Мутко, министр образования Дмитрий Ливанов, боксёр Костя Дзю и экс-шпионка, а ныне телеведущая Анна Чапман. Мария Сокур отметила: к рекламе в их школе всегда относились очень серьезно. Впредь отбирать коммивояжеров будут ещё строже. Но понятно, что запретить продвижение вообще всего невозможно.
Действительно, существуют услуги, которые можно представлять в образовательных учреждениях - фотографирование классов, утвержденные дополнительные учебные курсы... Гадание на кофейной гуще и тому подобное в этот перечень никак не попадает. Решение на основании здравого смысла должен принимать директор. И нести за него ответственность, поясняет председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин:
"Это всё должно делаться по согласованию с руководителем образовательной организации, желательно по согласованию с управляющим советом школы или с попечительским советом. С родительскими комитетами классов, то есть родители должны понимать, кто и что будет делать. Соответственно, если они указывают своё мнение категорически против, да даже если и за такие истории, но эти истории никак не вяжутся с логикой здравого смысла и с действующим законодательством, руководитель обязан принять соответствующее решение о недопуске таких лиц или организаций для оказания каких бы то ни было услуг".
А данная ситуация порождает к директору школы массы вопросов, вплоть до служебного соответствия, считает Виктор Панин. Между тем, случай не единичный. На форумах родители жалуются постоянно. Прямо на занятиях их чад зазывают к фотографам и репетиторам. Причём, как описывает одна женщина, в одной из листовок языковых курсов в английском слове была грубая орфографическая ошибка.
Нередко спекулируют просто на том, что детям интересно. Предлагают билеты в театры и аквапарки. Покупать якобы надо срочно. И аргумент "ведь идёт весь класс" заставляет мам и пап раскошелиться. А разговоры с руководителями учебных заведений зачастую ни к чему не приводят. Хотя негодуют и сами преподаватели. Вот, что пишут в Сети:
"У меня там учится сын в 3 классе, сама с сентября работаю там учителем. По школе регулярно ходят рекламщики. Причем происходит это во время занятий. Я на свои уроки их не пускаю, так они мне вручают пачку этих рекламок, чтобы раздать детям. Подошла к охране с вопросом, почему их пускают. И узнала, что это все делается с согласия директора. Мало того, что детям вешают лапшу, так еще и дети, извиняюсь, в туалет выходят одни во время урока, а там мужики непонятные ходят. Что с этим делать?"
Эксперты советуют обращаться в то же Общество защиты прав потребителей образовательных услуг, департаменты образования или даже в правоохранительные органы. Коммивояжеры в школах вполне могут нарушать закон о рекламе в части защиты несовершеннолетних. Детей, к примеру, не должны побуждать уговаривать родителей купить товар. Или обещать им, что приобретение поставит их в привилегированное положение перед сверстниками.
Между тем, находчивые маркетологи уже придумали раздавать листовки не внутри учебных заведений, а рядом с ними. За пару часов до начала уроков промоутерам предлагают 500-1000 рублей.