Хочу всё знать Бионика
Персоны
Д.НИКОЛАЕВ: У нас в гостях Егор Баландин, преподаватель школы «Золотое сечение» и школы развития «Маяк», и Владимир Федорченко, преподаватель школы развития «Маяк».
А.ВЕСЕЛКИН: Здравствуйте, дорогие друзья.
Е.БАЛАНДИН: Здравствуйте.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Добрый день.
Д.НИКОЛАЕВ: Тема «Бионика». На этом мы умолкаем с Алексеем Алексеевичем.
А.ВЕСЕЛКИН: Вы имейте в виду, что мы можем прочесть это слово, а вот объяснять его придется вам. Дорогие друзья, мы будем пользоваться этой самой бионикой, задачи будем задавать, так что вы имейте в виду, что вы будете их разгадывать и получать за это…
Д.НИКОЛАЕВ: Подарки, книги от издательства «Карьера Пресс». Поэтому никто не уйдет.
А.ВЕСЕЛКИН: От нас никто не уйдет.
Д.НИКОЛАЕВ: Мы во всех радиоприемниках страны.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, слушаем вас.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Ну, давайте расскажем про бионику. Вообще ни для кого не секрет, что человек с момента его появления на Земле хотел обуздать и приручить природу. Самым ярким примером, конечно же, является огонь. Когда человек получил огонь, он начал согреваться, готовить пищу, освещать пещеры и даже защищаться от диких животных. И сейчас без огня очень сложно жить, мы все это понимаем. Вторым примером можно привести молнию. Когда человек увидел молнию, он, конечно же, захотел понять и использовать ее. А сейчас использовать молнию очень важно, и мы понимаем, что электричество, ну, все приборы работают с помощью электричества. Еще пример можно привести водяную мельницу. Человек перемалывал зерно, ему было сложно, и он подумал, что можно использовать воду, как хорошего помощника и друга. Вот это примеры именно не живой природы. Но мы сегодня хотим поговорить именно о бионике, о живом, как человек использовал живую природу, растения, животные, насекомых в качестве своей пользы.
Е.БАЛАНДИН: Давайте, чтобы было понятнее, приведу пример. Само слово «бионика», оно состоит из двух слов – «био», это начало слова биология, и «ника», которое осталось от слова «техника», то есть это науки на стыке биологии и техники. То есть очень часто люди изучали то, как природа решала инженерные задачи, необходимые для нее, и подсматривали за природой, для того чтобы потом использовать это в своих изобретениях. Ну, есть два основных пути, иногда просто смотрят на какие-то интересные штуки, которые природа придумала, и потом думают, куда бы их использовать, где это можно применить. Или можно, наоборот, исходить из задачи. Можно посмотреть, как организмы решают какие-то проблемы. Ну, например, есть очень большая проблема высокого сопротивления воды при плавании, ее нужно как-то решить. И в таком случае можно посмотреть на то, как плавают разные существа, например, дельфины, рыбы или акулы. Рыбы, например, используют специальную смазку, которую выделяет их чешуя, для того чтобы уменьшить это сопротивление воды, для того чтобы быстрее плыть. Но организовать такую систему применительно к кораблям очень сложно. Поэтому всегда стоит на самые простейшие организмы. И посмотрели на устройство кожи акул. Кожа акул устроена очень просто, но очень эффективно, она состоит из маленьких волнообразных чешуек, каждая из которых разбивает воду, меняет потоки на ламинарные, в которых плыть уже намного проще. И это, правда, используется в кораблях и даже делают специальные костюмы для пловцов, которые даже запрещены к использованию, потому что они…
Д.НИКОЛАЕВ: Ну, в официальных спортивных соревнованиях.
Е.БАЛАНДИН: Да, в официальных спортивных соревнованиях, потому что это является таким техническим допингом. В таком костюме, конечно, намного проще плыть. Ну, да, и когда мы пытаемся решить какую-то задачу, стоит смотреть на простейшие организмы, как я уже сказал, а акула как раз…
Д.НИКОЛАЕВ: А акула более простейший, чем…
Е.БАЛАНДИН: Да, это же древние хрящевые рыбы, они проще, чем современные рыбы, ну, и намного проще, чем дельфины. У дельфинов вообще очень сложная система вот этого уменьшения сопротивления воды, им в этом помогает их кожа, которая может менять свою форму, ну, и огромный мозг, который может считывать информацию с этой кожи и ею управлять, это нечто гениальное, что изобрела природа, на самом деле.
Д.НИКОЛАЕВ: Мы с вами не дельфины, Алексей Алексеевич.
А.ВЕСЕЛКИН: Моей кожей управляет кондиционер, вот и все.
Д.НИКОЛАЕВ: Сейчас стремительно съеживается кожа.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, и почему-то волосы распрямляются от холода. Ну, в принципе, мы начинаем понимать. Но таких систем, конечно, огромное количество существует, можно наблюдать за кем угодно, даже за теми же самыми муравьями, как они используют какие-то, в общем, все. И даже белка хвостом, когда она перепрыгивает с одной ветки на другую, управляет.
Д.НИКОЛАЕВ: У нас хвоста нет.
А.ВЕСЕЛКИН: У нас, да. Выяснилось, что и мозг, в общем…
Д.НИКОЛАЕВ: Тоже отсутствует.
А.ВЕСЕЛКИН: Высушенный такой грецкий орех, он так позванивает.
Д.НИКОЛАЕВ: Напоминаю, мы будем задавать задачки детям, и их надо будет решать и получать призы. А уж какого рода задачи мы будем решать, к чему надо быть готовым детям?
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, база будет как раз вот на этой бионике построена, да?
Е.БАЛАНДИН: Да, абсолютно верно.
А.ВЕСЕЛКИН: Все ясно. А вы не поняли сразу это?
Д.НИКОЛАЕВ: Нет, я понял, но хотя бы какого рода.
А.ВЕСЕЛКИН: А я понял, разного рода.
Е.БАЛАНДИН: Два типа задачек, то есть мы можем говорить изобретения, которые придумали и будет задача догадаться, а на что, собственно, посмотрели, чтобы это придумать. Либо, наоборот, мы скажем животное, и нужно будет догадаться, а что на основе этого животного или конкретной его части придумали люди.
А.ВЕСЕЛКИН: Возможно, придумали. А варианты мы принимаем, еще не придумано, но нам подскажут…
Е.БАЛАНДИН: Мы поощряем любую фантазию. Но там довольно однозначные ответы, мы думаем, ребята догадаются, либо мы намекнем им.
Д.НИКОЛАЕВ: Глядя на котов, человек научился спать. То есть он увидел кота и подумал, решил, что спать это, наверное, здорово.
А.ВЕСЕЛКИН: Глядя на котов, человек научился есть.
Д.НИКОЛАЕВ: Есть, да, тоже. Нам нужны дети. Есть у нас дети?
А.ВЕСЕЛКИН: Вот сейчас звонок, сейчас он дошел. Привет. Тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Артем.
А.ВЕСЕЛКИН: Сколько тебе лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 10 лет.
Д.НИКОЛАЕВ: Готов? Слушай вопрос.
Е.БАЛАНДИН: Здравствуй, Артем, такой вопрос, как ты думаешь, на какое животное люди посмотрели и придумали ласты, для того чтобы быстрее плавать, люди их используют? А что было прообразом, на какое животное они посмотрели, как думаешь?
СЛУШАТЕЛЬ: Наверное, на акул или рыб.
Е.БАЛАНДИН: Ну, смотри, у акул и рыб, у них нет таких перепонок, как у ласт.
СЛУШАТЕЛЬ: У лягушек.
Е.БАЛАНДИН: Лягушки уже ближе, но вот, если посмотреть, то ласты очень-очень похожи. Ну, давай еще одну попытку, ты очень близок.
СЛУШАТЕЛЬ: Головастик?
Е.БАЛАНДИН: Нет.
А.ВЕСЕЛКИН: Алло, здравствуйте. Привет, тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Аня.
А.ВЕСЕЛКИН: Ань, сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10.
А.ВЕСЕЛКИН: На что посмотрели люди, чтобы придумать ласты? На кого из животных? Вопрос такой был.
Д.НИКОЛАЕВ: С Анечкой как-то не задалось. 10-летние нас подводят сегодня.
А.ВЕСЕЛКИН: С Луны звонит Анечка, поэтому трудновато.
Д.НИКОЛАЕВ: Здравствуйте. Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Макар.
Д.НИКОЛАЕВ: Сколько тебе лет, Макар?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 10.
Д.НИКОЛАЕВ: Отлично, ты производишь впечатление бодрого человека.
А.ВЕСЕЛКИН: Активного.
Д.НИКОЛАЕВ: Итак, на какое животное посмотрели люди и придумали ласты?
СЛУШАТЕЛЬ: На утку.
Е.БАЛАНДИН: Молодец.
Д.НИКОЛАЕВ: Спас честь 10-летних.
А.ВЕСЕЛКИН: Кстати говоря, целое поколение вытащил. Обращаюсь к Артему и к Ане, вы слушайте внимательно вопрос. Мы же начали с того, что у нас все вопросы будут крутиться вокруг того, что извлек человек из природы, и что он придумал, смотря на природу. Ну, если ласты, ну, вспомните, действительно, уточка плавает, гусь, лебедь, их много же, мало того, их же видно. Он плавал-плавал, потом вышел, пошлепал вот так, водичка от него. Так вот у него чего там. И еще намазался при этом маслом человек.
Е.БАЛАНДИН: Жиром.
А.ВЕСЕЛКИН: Положил сало себе как раз туда в купальный костюм.
Д.НИКОЛАЕВ: Давайте к следующему вопросу, а то я начинаю переживать за эту утку. Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
Д.НИКОЛАЕВ: Как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Никита.
Д.НИКОЛАЕВ: Сколько тебе лет, Никита?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 8.
Д.НИКОЛАЕВ: Отлично, слушай следующий вопрос.
Е.БАЛАНДИН: Никита, привет. Вопрос следующий, есть такое растение репейник, который цепляется за одежду. А вот какое изобретение придумали люди, когда увидели, как репейник цепляется за одежду?
Д.НИКОЛАЕВ: Никит, не пропадай, давай думать вместе. Ты репейник знаешь растение такое?
СЛУШАТЕЛЬ: Да. Липучки на одежду.
Д.НИКОЛАЕВ: Да, абсолютно верно.
Е.БАЛАНДИН: Молодец.
Д.НИКОЛАЕВ: Великолепная логика. Ты знаешь, что такое растение репейник? Да, липучки на одежде.
А.ВЕСЕЛКИН: Слушайте, а я, знаете, стал вдруг вспоминать от страха, крючки даже от этого репейника, и потом вспомнил все фильмы о Джеймсе Бонде, который забрасывает такой якорь.
Д.НИКОЛАЕВ: Ты думаешь, вот глядя на репейник…
А.ВЕСЕЛКИН: Я не думаю, я от страха стал вот это вспоминать, эти вещи. Напоминаю, что мы сегодня говорим о бионике.
Д.НИКОЛАЕВ: Решаем задачи, и все, кто отвечает правильно, получает в подарок книги от издательства «Карьера Пресс», которые мы обязательно снабдим нашей наклеечкой фирменной шоу «Хочу все знать», оставим автографы и отправим адресатам. Мы принимаем звонки и детей, и, в принципе, даже есть у нас что-то для взрослых.
А.ВЕСЕЛКИН: Обязательно. Так что звоните, мы ждем. Разбираемся, что такое бионика, Денис Евгеньевич, уже понимаете что-то.
Д.НИКОЛАЕВ: Да, Алексей Алексеевич, я так понимаю, что что-то, чем мы пользуемся, подсмотрено у природы.
А.ВЕСЕЛКИН: А у природы можно все посмотреть, собственно говоря. Даже и фактуры, и пропорции, и механизмы.
Д.НИКОЛАЕВ: Ну, я думаю, что нам что-то еще интересное расскажут наши гости Егор и Владимир.
Е.БАЛАНДИН: Вот как раз насчет механизмов иногда приходится полностью копировать природу. Ну, например, когда создают протезы. Ну, то есть, понятное дело, мы живем в век современных технологий и можно помогать людям, создавая протезы, которые будут работать почти как настоящие части тела. Представьте даже, посмотрите на свою руку и попробуйте посгибать пальцы, вы поймете, что несложно заметить, как работают сухожилия. И вот даже такое маленькое наблюдение поможет в проектировании такой роборуки. Ну, конечно же, люди очень подробно изучают и устройство мозга, для того чтобы научиться управлять такими роборуками, их сейчас уже соединяют напрямую с нервами, это все работает и это очень важный такой результат бионики, который помогает людям повсеместно, очень сильно помогает в медицине. Это не единственный пример использования бионики в медицине.
Д.НИКОЛАЕВ: Ну, такая рука терминатора. Становится страшно.
А.ВЕСЕЛКИН: Страшно, да. Сейчас уже все вживляют же.
Д.НИКОЛАЕВ: Конечно, да.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, еще какие примеры есть?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Ну, в медицине вообще много применяют бионику, постоянно применяют. И вот у животных подсмотрели такое явление, как анабиоз. При внешних воздействиях иногда процессы, которые происходят в животном, замедляются. То есть медленнее бьется сердце, дыхание. И вот на основе этого создали специальные операции, называется это искусственная геотермия, когда охлаждают мозг или сердце человека, и операцию становится проводить реально и возможно.
А.ВЕСЕЛКИН: Подождите, это просто замена анестезии или как?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, это замедление процессов.
А.ВЕСЕЛКИН: И человек в этот момент не чувствует что-то, отрубается или как-то живет по другому алгоритму?
В.ФЕДОРЧЕНКО: У него замедленная реакция, то есть он медленнее дышит, нервные импульсы передаются медленнее. То есть он чувствует, но медленнее. Но это, конечно, делается под общим наркозом.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, конечно, да. Потому что так медленнее, тебя надрезали, а закричал ты через три часа, когда отошло.
Д.НИКОЛАЕВ: Через год. Ой, что это. Да нерв удаляли из зуба год назад. Дошло, наконец.
А.ВЕСЕЛКИН: А потом еще через пять лет, о, вставили зуб новый.
Д.НИКОЛАЕВ: Мы решаем сегодня задачи по бионике, и все те, кто отвечает правильно, получают в подарок книжки от издательства «Карьера Пресс». Нам нужны звонки.
А.ВЕСЕЛКИН: Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Ярослав.
А.ВЕСЕЛКИН: Ярослав, 10 лет?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
А.ВЕСЕЛКИН: О, отгадал, понятно?
Е.БАЛАНДИН: Здравствуй, Ярослав. Такой вопрос, осьминога видел?
СЛУШАТЕЛЬ: Осьминога? Да.
Е.БАЛАНДИН: Вот как ты думаешь, что изобрели люди, что придумали, когда посмотрели на его щупальца, как оно устроено?
СЛУШАТЕЛЬ: Экзоскелет?
Е.БАЛАНДИН: Очень хорошее слово, но нет, у осьминога как раз нет экзоскелета.
СЛУШАТЕЛЬ: Манипулятор?
Е.БАЛАНДИН: Манипулятор, нет. Мне нравится, сколько версий ты придумываешь. Давай дальше, продолжай.
А.ВЕСЕЛКИН: Давай, насыпай еще.
Е.БАЛАНДИН: Щупальце, вот представь, как оно устроено, что оно делает и, может быть, что есть на нем. Даже не само, а из чего оно состоит, что на нем есть?
СЛУШАТЕЛЬ: А, присоски.
Е.БАЛАНДИН: Молодец. Спасибо, Ярослав.
А.ВЕСЕЛКИН: Денис Евгеньевич, а у вас какие-то были варианты, либо вы сразу в присоски ушли?
Д.НИКОЛАЕВ: Я подумал про кольца кальмара почему-то в этот момент.
А.ВЕСЕЛКИН: Вам надо срочно в столовую.
Д.НИКОЛАЕВ: Не очень сложные задачи сегодня, мне нравится. Мы справляемся.
А.ВЕСЕЛКИН: Привет, тебя как зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Настя.
А.ВЕСЕЛКИН: Настюш, тебе сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 11. Можно мне полегче?
А.ВЕСЕЛКИН: Будет полегче.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Настя, привет. Задача будет простая. Леонардо да Винчи, известный изобретатель, придумал одно устройство, когда просто дунул на одуванчик и посмотрел, как пушинки медленно спускаются вниз. Что за устройство такое?
СЛУШАТЕЛЬ: Которое планирует на воздухе, наверное.
В.ФЕДОРЧЕНКО: А называется как это устройство?
СЛУШАТЕЛЬ: Самолетик.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Самолетик не совсем верно, но рядом.
А.ВЕСЕЛКИН: Самолетиком он, кстати, занимался, но он смотрел на птиц и пытался дельтаплан сделать.
СЛУШАТЕЛЬ: Крылья.
А.ВЕСЕЛКИН: Нет, подожди, это я тебе намекаю, что это не самолетик. А на одуванчик, когда он смотрел, он придумал что-то другое. Вот представь, дунули, он полетел, это полетело и опускается так медленно, опускается.
СЛУШАТЕЛЬ: Я смотрела один фильм, там он делал такую штуку, только детский фильм был, он рогатку так запустил, она полетела, и ею можно было управлять.
А.ВЕСЕЛКИН: Смотри, намекаю тебе, если сбросить человека… Что это бух-бух, это что такое, я даже не понимаю.
Д.НИКОЛАЕВ: Двигатель работает, лопасти крутятся.
А.ВЕСЕЛКИН: Не это он придумал, кстати.
Д.НИКОЛАЕВ: Вот это показывает то, что я честно пытаюсь решить.
А.ВЕСЕЛКИН: Я вам в мозг сделаю так. Ты с нами еще, Насть?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
А.ВЕСЕЛКИН: Слушай, подожди, вот человека, если сбросить с крыши, он ведь сразу, и все. А что ему, чтобы он спускался спокойно по воздуху, не летел, а спускался.
СЛУШАТЕЛЬ: Планирующие штуки.
Д.НИКОЛАЕВ: Хорошо, планирующие штуки. У нас сейчас планы, видимо, взять следующий звонок. Привет.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.
А.ВЕСЕЛКИН: Ты кто у нас?
СЛУШАТЕЛЬ: Я Аня.
А.ВЕСЕЛКИН: Анют, что придумал Леонардо да Винчи, когда дунул на одуванчик, одуванчик разлетелся, и пушинки стали опускаться вниз?
СЛУШАТЕЛЬ: Парашют.
А.ВЕСЕЛКИН: Конечно, парашют. Молодец. Я вот к Насте сейчас обращаюсь…
Д.НИКОЛАЕВ: Все рядом, планирующая штука.
А.ВЕСЕЛКИН: Планирующая штучка это парашют. Ну, если он раскрывается.
Д.НИКОЛАЕВ: А я почему-то думал, что он вертолет придумал.
А.ВЕСЕЛКИН: Гирокоптер.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Да, он тоже придумал, он нарисовал первые чертежи гирокоптера.
Д.НИКОЛАЕВ: Но не глядя на одуванчик.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, у него модели не было, по-моему. То есть модель, которая не использовалась.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, у него был план, но он не создавал его.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, не создавал. А парашют, кстати говоря, он делал.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Делал, да, конечно. Он первый изобрел парашют, считается.
Д.НИКОЛАЕВ: Но потом у него закончились подопытные кролики и в серию дело так и не пошло.
А.ВЕСЕЛКИН: Людей стало меньше.
Д.НИКОЛАЕВ: Спасать стало некого.
А.ВЕСЕЛКИН: Во Флорентийской республике. Для наших слушателей я напомню, что мы сегодня играем в задачи, используя бионику. А бионика, как нам объяснили товарищи ученые, это именно то, что нас окружает, то, что мы…
Д.НИКОЛАЕВ: Смесь биологии и техники.
А.ВЕСЕЛКИН: То есть человек всегда наблюдал за природой, ему было интересно, и именно из этих наблюдений он и делал некоторые свои очень удачные, ну, в основе своей, открытия. И чем больше мы используем, как я понимаю, бионику ту самую, тем эффективнее мы можем адаптировать вот эти принципы поведения природы, имеется в виду и животные, и растения даже, адаптировать к быту, скажем, и даже к достаточно сложным механизмам. Вот чем занимался, предположим, Леонардо да Винчи, у него огромное количество этих изобретений. Последнее то, что мы с вами говорили, вспоминая одуванчик, когда он дунул и увидел, как он планирует, ага, это парашют. Правильно я все изложил?
Е.БАЛАНДИН: Да. И, кстати, Денис упоминал вертолет и его придумал да Винчи, и самолет, и все это было на основе как раз-таки природы. Ну, например, предполагается, что придумал он вертолет, когда смотрел на падающие кленовые семена, семена клена, которые падают и закручиваются благодаря специальной форме. И вот таким образом придумал вертолет.
А.ВЕСЕЛКИН: А, слушайте, вот это интересно, кстати, потому что мне в детстве больше всего вертолет напоминала стрекоза, потому что она зависала. А он, видите, другой принцип использовал, смотрел, как крутятся и опускаются эти семена клена. Интересно. Но мы же ждем наших слушателей.
Д.НИКОЛАЕВ: Привет, как тебя зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Лиза.
Д.НИКОЛАЕВ: Сколько лет, напомни?
СЛУШАТЕЛЬ: 11.
Д.НИКОЛАЕВ: Отлично. Слушай вопрос.
Е.БАЛАНДИН: Здравствуй, Лиза. Мы как раз сегодня уже успели пообсуждать котиков, и вот, на самом деле, посмотрев на кота, один человек придумал очень важное изобретение, которым, я уверен, ты пользуешься, все твои одноклассники пользуются. Ну, я тебе немножко подскажу, чтобы было попроще. Он придумал это изобретение, посмотрев на кота ночью, в темноте. Как ты думаешь, вот вспомни кошку ночью, что тебе бросается в глаза?
СЛУШАТЕЛЬ: Глаза.
Е.БАЛАНДИН: Глаза. А как ты думаешь, что такого необычного в глазах кота?
СЛУШАТЕЛЬ: Что он ночью видит.
Е.БАЛАНДИН: Да, и он это делает специальным хитрым способом, попозже расскажу. А как ты думаешь, что придумали на основе глаз кота?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, такие штуки, которые ночью видят.
Е.БАЛАНДИН: Хорошая идея, но, к сожалению, нет, не оно. Вот вспомни, что необычного с его глазами происходит ночью?
А.ВЕСЕЛКИН: Я тоже вспоминаю, у меня кошка есть дома, я вот все смотрю на нее, что происходит? Ну, они расширяются у нее глаза. Если попадает свет…
Д.НИКОЛАЕВ: Сужаются.
А.ВЕСЕЛКИН: Если попадает свет, они отражают этот свет. Вот это с котом происходит, правильно?
Е.БАЛАНДИН: Да, правильно. И мы в одном шаге от правильного ответа.
А.ВЕСЕЛКИН: Я тоже участвую. Катафот, что ли, придумали?
Д.НИКОЛАЕВ: Лиза?
Е.БАЛАНДИН: Насколько я понимаю, катафот это же название для светоотражателя, да?
А.ВЕСЕЛКИН: Да.
Е.БАЛАНДИН: Да, совершенно верно.
А.ВЕСЕЛКИН: Я отгадал?
Д.НИКОЛАЕВ: А приз получит Лиза.
А.ВЕСЕЛКИН: Как интересно, а подарок получит Лиза, это правильно.
Д.НИКОЛАЕВ: Может быть, катафот и называется, потому что «кот»?
Е.БАЛАНДИН: Возможно.
Д.НИКОЛАЕВ: Ну, вообще «кота фото» сейчас заполонили интернет.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, серьезно, мы вот это, да?
Е.БАЛАНДИН: Да, конечно. Дело в том, что очень интересно устроен глаз кота. У него есть специальная подложка, называется тапетум, и она отражает свет. Тем самым помогает ему лучше видеть в темноте, а человек придумал светоотражатели, которыми сейчас все пользуются.
А.ВЕСЕЛКИН: А я активизировал мой мозг с помощью кота. Привет, ты кто?
СЛУШАТЕЛЬ: Егор.
А.ВЕСЕЛКИН: Егорыч, сколько лет?
СЛУШАТЕЛЬ: 9.
А.ВЕСЕЛКИН: Отлично. Слушай, Егор, вопрос.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Егор, привет. Наверняка ты знаешь, что такое шприц?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Так вот шприц люди придумали, когда посмотрели на одно насекомое. На какое?
СЛУШАТЕЛЬ: Комар?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Абсолютно верно.
А.ВЕСЕЛКИН: Да что же так быстро-то.
Д.НИКОЛАЕВ: Прямо сходу.
А.ВЕСЕЛКИН: Товарищи, а действительно так и было?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Да.
А.ВЕСЕЛКИН: То есть они видели, как он туда, может так высасывать.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Да, там тоже есть что-то наподобие поршня, который мы используем в шприце.
А.ВЕСЕЛКИН: У него еще пузко такое, я в детстве смотрел, так надувается и становится красным у комарика. Вы помните? Что вы на меня так смотрите, Денис Евгеньевич?
Д.НИКОЛАЕВ: Помню. Я каждое лето помню на даче.
А.ВЕСЕЛКИН: А смотрите на пузко-то комариное?
Д.НИКОЛАЕВ: Нет, у меня обычно разговор с ними короткий.
А.ВЕСЕЛКИН: Не успевает он служить маркером.
Д.НИКОЛАЕВ: Нет, бывает иногда, на футболе пятна остаются кровавые.
А.ВЕСЕЛКИН: Аккуратнее, да. Позвоните нам поиграть, получите призы.
Д.НИКОЛАЕВ: От издательства «Карьера Пресс», напоминаю, разыгрываем книги.
А.ВЕСЕЛКИН: Привет, вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Нэйля.
А.ВЕСЕЛКИН: Нэйля, лет тебе сколько?
СЛУШАТЕЛЬ: 13.
А.ВЕСЕЛКИН: Отлично, слушай вопрос.
Е.БАЛАНДИН: Здравствуй, Нэйля. Такой к тебе вопрос. Я уверен, что ты видела снегоходы. Видела?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Е.БАЛАНДИН: Ну, вот один из первых снегоходов, один из самых ранних был придуман, когда люди посмотрели на какое-то животное, которое отлично и очень быстро передвигается по снегу. Как ты думаешь, на кого посмотрели? Снегоход очень хорошо скользит по снегу, и вот это животное тоже великолепно с этой задачей справляется.
СЛУШАТЕЛЬ: Это, наверное, пингвин.
Е.БАЛАНДИН: Да, ты совершенно права.
А.ВЕСЕЛКИН: Точно, пингвин?
Е.БАЛАНДИН: Да, пингвин.
А.ВЕСЕЛКИН: Молодец, конечно. Подождите, а когда же подсмотрели, он же ведь обычно скользит, когда он на спинку падает?
Е.БАЛАНДИН: Нет, они могут развивать скорость до 30 километров в час, когда они ложатся на пузо и начинают отталкиваться от снега лапами. Таким образом, они могут преодолевать огромные расстояния. Разработка-то советская, 1962 года. То есть там почти полностью скопировали пингвина. У этого аппарата, который назывался «Пингвин», они скопировали даже название, у него было такое же…
А.ВЕСЕЛКИН: А он черно-белый был?
Е.БАЛАНДИН: Ну, этого я не знаю.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, черное сиденье, белые колеса, что там.
Д.НИКОЛАЕВ: И, вы не поверите, надо было в бак рыбу кидать, чтобы он работал.
А.ВЕСЕЛКИН: А еще он яйца нес, в принципе.
Е.БАЛАНДИН: Ну, у него была такая же форма корпуса, как пузо у пингвина, и даже вместо колес поставили больше похожие на колеса парохода, только вместо лопастей такие лопатки, очень по форме напоминающие лапы пингвина, и которые во время разгона убирались. То есть полный аналог с тем, как передвигается пингвин.
А.ВЕСЕЛКИН: Подожди, а сколько колес было, шесть, четыре?
Е.БАЛАНДИН: Два.
А.ВЕСЕЛКИН: А, два вообще?
Е.БАЛАНДИН: По-моему, два или четыре, нужно посмотреть на чертежах. Но, в любом случае, самый интересный момент, что они в итоге поднимались вверх, как шасси.
А.ВЕСЕЛКИН: И он уже просто проскальзывал?
Е.БАЛАНДИН: Да, и он уже просто проскальзывал.
А.ВЕСЕЛКИН: А за счет, за счет инерции он уже двигался?
Е.БАЛАНДИН: Да, по инерции, как и пингвин. Они сначала разгоняются, поджимают лапки, соскальзывают с горок или продолжают ехать на большой скорости. Вот этот аппарат по скорости даже превзошел пингвина, 50 километров в час. Еще и по воде мог плавать.
А.ВЕСЕЛКИН: Подождите, а внутри там кто-то был, человек?
Д.НИКОЛАЕВ: Пингвин.
А.ВЕСЕЛКИН: Да подождите вы.
Е.БАЛАНДИН: Пингвин в «Пингвине» это, конечно…
А.ВЕСЕЛКИН: А он, пингвин использует инерцию, потом она когда гаснет, он опять начинает работать лапками.
Е.БАЛАНДИН: Да, перебирать лапками. То же самое и с этой…
А.ВЕСЕЛКИН: И он, вы хотите сказать, что он достигает скорости 30 километров в час вот таким способом?
Е.БАЛАНДИН: Да, совершенно верно.
Д.НИКОЛАЕВ: Некоторые особо разогнавшиеся в Арктику доезжают.
А.ВЕСЕЛКИН: Между прочим, вот мы шутим, а у него пузико тоже ведь должно какое-то специфическое быть, намазанное, потому что иначе он сотрется, пингвин-то.
Е.БАЛАНДИН: Да, у них интересная система с пузиком, как вы говорите. На самом деле, они очень хорошо плавают. Вот все представляют пингвина медлительное такое существо, а в воде он развивает скорость еще больше до 40 километров в час.
А.ВЕСЕЛКИН: Выпрыгивают еще из воды, к тому же.
Е.БАЛАНДИН: Еще и выпрыгивают.
Д.НИКОЛАЕВ: Просто при коллективной миграции расход пингвинов составляет до 5-6 пингвинов на 100 километров, они стираются.
А.ВЕСЕЛКИН: Вы лучше посмотрите на пингвинов, уже, видите, зима наступила.
Д.НИКОЛАЕВ: Они классные. Я знаю, что в Антарктиде есть специальная должность у людей, человек, который переворачивает пингвинов.
А.ВЕСЕЛКИН: Так, ну, отлично, про пингвинов все, да? Последнее, а это не получило разработку какую-то?
Е.БАЛАНДИН: Нет, ну, если вы даже посмотрите на современные снегоходы, они вообще не так выглядят, конечно. Эта разработка далеко не ушла, экспериментировали, но недоэкспериментировали.
А.ВЕСЕЛКИН: Привет, ты кто?
СЛУШАТЕЛЬ: Я Тимофей.
А.ВЕСЕЛКИН: Тебе сколько лет, 10, 11?
СЛУШАТЕЛЬ: Мне 7.
А.ВЕСЕЛКИН: Так, это совсем другое дело, сейчас подыщем тебе задачу на лет.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Тимофей, привет. Вопрос будет на воображение. Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что такое пинцет, которым занозы иногда вытаскивают из пальцев?
СЛУШАТЕЛЬ: Это такая штука, которой достают занозу или что-то еще.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Отлично. Вот скажи, Тимофей, как думаешь, у кого люди подсмотрели пинцет? У какого животного, может быть? Где они нашли пинцет в природе?
СЛУШАТЕЛЬ: Клюв птицы?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Абсолютно верно.
А.ВЕСЕЛКИН: Правильно, Тимофей.
Д.НИКОЛАЕВ: Так вот подумал-подумал, перебрал все в голове и дал правильный ответ.
А.ВЕСЕЛКИН: Вот это точно, да. Как жучка достать откуда-нибудь вместо занозы. Я обязан, с удовольствием представляю вам, что выйдет скоро первая программа нового сезона конкурса «Синей птицы» уже в это воскресенье в 18 часов на телеканале «Россия». Обязательно всем смотреть. Конкурс юных талантов «Синяя птица» возвращается на экраны, это тоже важно. Второй сезон стартует уже в это воскресенье, как я сказал. Это настоящий, товарищи, праздник, не пропустите. Это фестиваль талантов, будет много сюрпризов, звездных гостей, смотрим всей семьей, гордимся всей Россией. Правильно, Денис Евгеньевич?
Д.НИКОЛАЕВ: Да.
А.ВЕСЕЛКИН: Самые яркие, самые удивительные, самые одаренные дети, у нас их много, от 5 до 15 лет съехались на этот конкурс со всей России. Уникальность вот этого проекта «Синяя птица» в его разнообразии. Конкурс не ограничивается рамками одного жанра. «Синяя птица» объединяет тех, кто танцует, поет, играет на музыкальных инструментах, исполняет сложные акробатические и гимнастические номера. И в новом сезоне шоу «Синяя птица» зрителей, то есть вас, дорогие друзья, ждет настоящий подарок – в конкурсе появляется еще одна номинация «Актерское мастерство», это особенно будет интересно. Ребят пришли поддержать такие известные мэтры, как Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Ирина Пегова, Владимир Соловьев и многие-многие другие звезды. Продемонстрировать свое мастерство в эфире канала «Россия» приехали дети со всей страны, страна огромная, от Калининграда до Камчатки. Отбор участников проходил в 30 крупнейших городах России. В Москве юные наши дарования встретила обновленная студия, доброжелательное жюри, как всегда это бывает, звездные зрители, ну, и, конечно, гостеприимная ведущая проекта Дарья Златопольская. И нужно сказать, что именно в наших эфирах мы будем встречаться с наставниками телепроекта «Синяя птица». Обязательно оставайтесь с нами, смотрите эти эфиры, все это будет очень интересно и, конечно, не расставайтесь с нами.
А мы возвращаемся, друзья мои.
Д.НИКОЛАЕВ: Возвращаемся и, надеюсь, еще одну задачу по бионике решим.
А.ВЕСЕЛКИН: Привет, как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Кирилл.
А.ВЕСЕЛКИН: Кирилл, лет тебе сколько?
СЛУШАТЕЛЬ: 7.
А.ВЕСЕЛКИН: Хорошо. Слушай внимательно.
Е.БАЛАНДИН: Здравствуй, Кирилл. А ты осьминога видел?
СЛУШАТЕЛЬ: Чего?
Е.БАЛАНДИН: Осьминога видел?
СЛУШАТЕЛЬ: Да.
Е.БАЛАНДИН: Смотри-ка, осьминог вообще очень интересное существо, и не удивительно, что даже на том, как он передвигается, можно придумать какое-нибудь изобретение. Осьминог, когда плавает, он набирает в свою голову много воды, а потом резко ее выпускает, и таким образом очень быстро плывет. Как ты думаешь, что это напоминает из техники? Что на основе этого можно было бы придумать? На что похоже?
СЛУШАТЕЛЬ: Реактивный двигатель.
Е.БАЛАНДИН: Реактивный двигатель? Молодец, точнейший ответ.
А.ВЕСЕЛКИН: Как-то быстро вообще это произошло.
Е.БАЛАНДИН: Да, моментально.
Д.НИКОЛАЕВ: Мы-то думали, что мы поговорим тут.
А.ВЕСЕЛКИН: Может быть, Кириллу не 7 лет.
Д.НИКОЛАЕВ: Может быть, ему 77, может, он проектирует?
А.ВЕСЕЛКИН: Нет, голос для 77 очень молодой. Но как-то очень быстро все произошло.
Е.БАЛАНДИН: Очень быстро. Но хочется сказать, что, скорее всего, человек это не подсмотрел, а придумал сам, а потом заметил, что это в природе используется повсеместно. Кто только из живых организмов этот способ перемещения ни изобретал. С осьминогом самое наглядное.
А.ВЕСЕЛКИН: А вот еще же есть такой двигатель водный, водометный, он работает не на принципе винта, а просто выбрасывает воду.
Е.БАЛАНДИН: Это и есть реактивный двигатель.
А.ВЕСЕЛКИН: Подождите, я думал, только самолетный реактивный двигатель.
Е.БАЛАНДИН: Нет, реактивная тяга это как раз, когда мы что-то выбрасываем и за счет этого отталкиваемся.
А.ВЕСЕЛКИН: А, ясно. Любую субстанцию.
Е.БАЛАНДИН: Да, совершенно верно.
А.ВЕСЕЛКИН: Вы поняли, Денис Евгеньевич?
Д.НИКОЛАЕВ: Да.
А.ВЕСЕЛКИН: Это хорошо, меня это радует.
Д.НИКОЛАЕВ: Это прекрасно, в глазах появился свет разума.
А.ВЕСЕЛКИН: Да, и надежда такая еще появилась.
Д.НИКОЛАЕВ: Есть еще? Успеем один вопрос? Алло… Нет, это бессмысленно, Алексей Алексеевич.
А.ВЕСЕЛКИН: Так, все, задавайте нам вопрос.
Д.НИКОЛАЕВ: Давайте нам, мы сейчас попробуем решить.
А.ВЕСЕЛКИН: Сложный давайте.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Мы сегодня не говорили об архитектурной бионике, то есть об использовании бионики в архитектуре. Однако Останкинская башня тоже придумана человеком по фамилии Никитин, архитектором, когда он посмотрел на одно…
А.ВЕСЕЛКИН: Существо?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Не существо, но на один живой объект. На какой, как вы считаете?
Д.НИКОЛАЕВ: Гигантская секвойя?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, не секвойя.
Д.НИКОЛАЕВ: То есть это не дерево?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Не дерево.
Д.НИКОЛАЕВ: Но это живое?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, не живое.
А.ВЕСЕЛКИН: Не дерево и не животное, все, вы нас поставили в тупик.
Д.НИКОЛАЕВ: Насекомое какое-то?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Насекомое же живое.
Д.НИКОЛАЕВ: А, то есть это не живое.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Это живая природа, но не насекомое.
Д.НИКОЛАЕВ: Гора? Сталактит?
А.ВЕСЕЛКИН: Нет, не сталактит, ну, можно и сталактит.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Живая природа, нам нужна живая, бионика.
Д.НИКОЛАЕВ: Насекомое не подходит.
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет.
Д.НИКОЛАЕВ: А оно с кровью, давайте так?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, не с кровью.
Д.НИКОЛАЕВ: Мы сдаемся.
А.ВЕСЕЛКИН: Я начал каньон вспоминать, Большой каньон.
Д.НИКОЛАЕВ: Цепочка ДНК?
В.ФЕДОРЧЕНКО: Нет, ну, вот вы сказали дерево, но это не дерево. Это растение, цветок. И вот Никитин, архитектор посмотрел у лилии, вот лилия, у нее крупный бутон и маленький тоненький стебелек. И он просто взял, перевернул лилию и получил Останкинскую башню.
А.ВЕСЕЛКИН: Ну, вот это нам очень сложно с Денисом, мы еще не привыкли переворачивать.
Д.НИКОЛАЕВ: Это было интересно и познавательно. В гостях у нас были преподаватели школы развития «Маяк» Егор Баландин и Владимир Федорченко. Ребята, спасибо, это было очень познавательно.
А.ВЕСЕЛКИН: Спасибо вам.
Хочу всё знать. Все выпуски
- Все аудио
- 20 тысяч лье под водой
- 80 дней вокруг света
- Let it bee
- Астрономия
- Биология
- Богатыри. Загадочный мир прошлого
- Большое путешествие: Русская Африка
- В гости к папуасам: по следам Миклухо-Маклая
- В мастерской художника
- Внеклассное чтение
- Вокруг света за 80 изобретений
- Галактика эмоций
- География
- Двенадцать подвигов Геракла
- Живые ископаемые
- Жизнь замечательных идей
- Затерянные во льдах
- Затерянный мир
- Звёздная величина: Циолковский
- Искусство
- История
- История России
- Как это устроено
- Классическая музыка
- Книга джунглей
- Красная книга Земли
- Круговорот природы
- Кругосветное путешествие Крузенштерна и Лисянского
- Культурология
- Курс повышения знаний
- Летние чтения
- Литературоведение
- Математика
- Мир глазами художника
- Мифы Древней Греции
- Мифы и легенды Древнего Востока
- Музыкальная литература
- ОБЖ
- Окружающий мир
- Острова мира
- Открытие Антарктиды
- Парадоксы языка
- Простая математика
- Путешествие Нильса с дикими гусями
- Пётр I
- Развитие мышления
- Реки мира
- Риторика
- Родительский час
- Русский язык