За кадром Бенгальский тигр – зверь с кавказской кровью, уссурийский тигр – русский Вася

18 ноября 2016, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – дрессировщик тигров, представитель славной цирковой династии Артур Багдасаров.

Артур выступает в цирке вместе со своей сестрой Кариной. И аттракцион Багдасаровых "Тигры-шоу", в котором задействованы уссурийские и бенгальские тигры, уже более 20 лет пользуется неизменным успехом во многих странах мира.

И ещё. Артур Багдасаров начал работать с тиграми с 15-летнего возраста, став самым молодым российским дрессировщиком хищников.

Как проходят репетиции и как часто вам приходится работать с тиграми? Ваши тигры разного возраста. Это мешает как-то работе?

А. Багдасаров: Очень сложные ситуации случаются, когда ты во взрослую группу начинаешь запускать молодняк. Не всегда более возрастные звери могут принять молодых тигров. У нас был случай, когда один взрослый тигр трёх малышей загрыз. На одного он, правда, просто зарычал, и у того случился инфаркт, такое бывает.

Когда ты смотришь со стороны представление, всё кажется таким красивым. Щелчок, и тигр туда прыгнул, здесь что-то сделал. Но до получения такого результата проходит огромное время.

А вот репетиции у нас расписаны. В субботу и воскресенье у тигров представления. Понедельник – выходной день. Вторник, среда, четверг, пятница – репетиционные дни. По два часа в день обязательно. Для тигров это то же самое, как человек ходит в фитнес-клуб. Тигры тоже должны разминаться. Единственный у них большой плюс: тигры никогда не забывают те моменты, которые уже отрепетированы. То есть, с взрослым тигром не нужно проходить одну и ту же работу. Его нужно просто держать в форме, чтобы ему не было тяжело.

С тиграми то же самое может произойти, что случилось и со мной. Если бы я разминал руку, я бы её не травмировал. Так же и тиграм обязательно нужна разминка.

Кстати, вы упомянули про руку. Она сейчас у вас в гипсе…

А. Багдасаров: Это лангет.

Травма связана как-то с тиграми или нет?

А. Багдасаров: Это относится к мелким травмам, которые могут случиться у каждого в ходе работы. Тигры тут ни при чём. Я просто дёрнул на себя тумбу, на которой тигр обычно сидит.

Они, кстати, очень тяжёлые. Это видно, когда дрессировщик начинает их переставлять с места на место.

А. Багдасаров: Так вот, у меня от этого почему-то оторвалось сухожилие. Но это ерунда. Пришили. Завтра будем работать.

На вашей правой руке я вижу шрамы на запястье. Откуда они? Это тот самый случай, который произошёл с вами?

А. Багдасаров: Десять лет назад это было, сейчас уже 2016-й год.

Что там всё-таки произошло? Потому что есть разные версии.

А. Багдасаров: Во-первых, никогда не надо забывать, что мы работаем с хищниками. И об этом я бы хотел напомнить всем людям, которые приходят на представления с тиграми либо с какими-то другими хищниками. Нельзя забывать о том, что, если даже животное дрессированное, это вовсе не говорит о том, что у него нет инстинкта хищника. Инстинкт этот никто не отменял. Помните, есть такой мультик "Король Лев". Так вот, когда он в нём бежал, в его воображении вместо зебры перед ним бежал уже антрекот. То же самое и у цирке происходит. Люди для них такие же антрекоты. И представьте себе, что вот сидит полный зал антрекотов, 2000 таких антрекотиков.

Поэтому что тогда произошло? Объясняю. Элементарная ситуация. Никто не был виноват в этом. У нас обычно тигры лежат на барьере, не сидят на тумбах, а лежат. За барьером идёт тросовая сетка. И тигр случайно зацепился когтём задней лапы за эту сетку. Никто этого не заметил. И когда я его начал брать с барьера, его передние лапы сошли, а задняя лапа зацепилась, и ему стало больно. А какова элементарная реакция на боль? Повернуться и дать сдачи тому, кто тебе эту боль причинил. Но тигр тогда не понял, что эта боль не от меня исходила. Поэтому причиной того, что случилось потом, было то, что тигр подумал, что это я ему что-то там зацепил.

А у него такая мгновенная реакция произошла?

А. Багдасаров: Да. Единственное, чем ситуация тогда была плоха, правда, я это уже только потом понял, просмотрев запись, мне тогда почему-то казалось, что я на ногах так и остался стоять, но ничего подобного не было, тигр меня завалил. Ещё бы пять секунд и, если бы отец не забежал в клетку, то всё, до свидания. У меня осталась дырка в верхней части шеи, не хватило буквально сантиметра. Если бы тигр дожал челюсть, то он бы стал меня таскать как котёнка по манежу. А почему рука? Мне надо было просто защищаться. Когда пасть хищника уже пошла в сторону моего лица, произошла естественная реакция, такая же, как и в случае нападения собаки, человек выставляет вперёд руку. Но в отличие от собаки у тигра были огромные клыки.

У дрессировщиков есть оружие, пистолеты, по крайней мере. Папа ваш, я об этом читал, один раз даже выстрелил в пасть тигра.

А. Багдасаров: Но опять же, в этих пистолетах нет боевых патронов.

Тогда что это за оружие?

А. Багдасаров: Это оружие для производства шумового эффекта. И, помимо шума, там есть ещё и порох, который может оказывать обжигающее действие. Плюс громкий звук – ба-бах.

Тигры на это реагируют?

А. Багдасаров: Конечно. Любое животное реагирует на резкий звук. Так же было и там.

Папа выстрелом попал тигру в пасть, произошёл своего рода резонанс, и тигр на какое-то время отпрянул?

А. Багдасаров: Да. Сестра меня попыталась отбить, но это было бесполезно. Это к тому, что часто, когда говорят про дрессировщиков, вспоминают, что у них есть какие-то специальные палки. Ничего подобного, это обычная лыжная палка. И как можно лыжной палкой отогнать от себя, например, питбуля?

А тем более тигра?

А. Багдасаров: А тут "кошка" такая большая.

У вас тигры уссурийские и бенгальские. Они отличаются чем-то по характеру?

А. Багдасаров: Я вам сейчас расскажу, в чём разница между уссурийскими и бенгальскими тиграми. Бенгальский тигр – это такой конкретный хачик. Почему? Потому что он живёт на востоке, с кровью кавказской. А уссурийский тигр – это такой русский Вася, в шубе, спокойный, здоровый. Вот такая разница. У них даже цвет шкуры разный. Российские тигры более светлые, они в шубе, живут там, где холодно, где зима, в тайге. А бенгальские живут в джунглях. Они более тёмные, у них мелкая шерсть. И у них даже походка такая, известная.

А по характеру тигры, в общем, практически одинаковы. Единственная разница – в тех местах, где они обитают. Бенгальские живут в Азии, а наши живут в России.

Какой самый сложный для вас номер? А для тигров?

А. Багдасаров: Нет такого. Все они практически одинаковы.

Одинаково сложные?

А. Багдасаров: Нет, не что, что бы одинаково сложные. У каждого человека так же, как и у тигров, есть, как, например, у детей, такой момент в жизни, когда он не боится ничего. Так же и у тигров. Ты с ними репетируешь, и они не боятся ничего: запрыгивают, перепрыгивают, ещё что-то делают. Но проходит два месяца, тигр запрыгивает на это же самое место, и у него начинают трястись лапы: ай-ай-ай, тут высоко!

А эта трясучка – страх?

А. Багдасаров: Да, конечно. И вот здесь тигру нужно объяснить, что ничего для него страшного нет, что он залазил на эту тумбу уже тысячу раз. В каждом номере много нюансов. И мне кажется, что самое сложное для тигров – это всё, что касается какого-нибудь баланса. Есть у нас такой трюк, он довольно часто встречается в номерах с "кошками". Стоят палки, и те по ним ходят сверху. Не знаю почему, но у меня просто какой-то стопор с этим. Это уже не первое поколение наших "котов", которые в детстве ходят по палочке без проблем, но как только им исполняется полтора-два года, куда всё девается! Не хотят ходить!

Знаете, почему? Наверное, с высоты прожитых лет тигр становится мудрее.

А. Багдасаров: Мудрее. И знаете, что самое смешное? Вот мы работали в Петербурге, и там у нас вдруг с тиграми, молодняком, произошло следующее. Мы их выпустили для репетиции, и сразу создалось впечатление, что мы их как будто только что взяли. Ну, ничего не хотели они делать, вообще ничего. Я им на тумбу мясо кидаю, а они только на него смотрят. Все другие способы попытался использовать, и ничего. Оказывается (это мы с Кариной так подумали, когда стали выяснять причину), там были маленькие помещения. Цирк в Петербурге старый, 1800 какого-то года, и мы поселили молодых тигров в одно помещение вместе со стариками. А те, видимо, объяснили им "политику партии", типа, ребята, а вы вообще в курсе, что можно вот это на репетиции не делать и таким образом похалявить. И реально, молодые тигры после того, как попали в одно помещение с взрослыми тиграми, стали абсолютно по-другому себя вести на манеже.

А теперь хочется плавно перейти от тигров к дрессировщикам. Тем более что эти два понятия между собой связаны. Я очень долго работал военным журналистом. И ты постепенно набираешься опыта. Одна "горячая" точка, вторая, третья, пятая, но каждый раз у тебя сначала появляется своего рода мандраж, когда ты приезжаешь куда-то. Потом ты как бы втягиваешься в работу, и этот мандраж проходит. Но далее он появляется снова. Дрессировщики – это абсолютно бесстрашные люди? Или мандраж у них тоже присутствует, когда они выходят на арену?

А. Багдасаров: Нет, его абсолютно нет. Да, я считаю, что дрессировщик – это экстремальная профессия. Но я не могу отделить профессию дрессировщика от других профессий, когда, например, некоторые профессионально гоняют на "Формуле-1". Гонки – тоже экстремальная вещь. И у пилотов болидов тоже когда-то выключается страх. Как, впрочем, и у парашютистов. Я как-то разговаривал с парнишкой, который мне рассказал, что он перестал заниматься парашютным спортом после того, как понял, что с каждым прыжком он всё позже открывает парашют. И он объяснил, что если бы он остался в профессии, то просто бы разбился. Так же и у дрессировщиков. Только мандраж у них – это не панический страх. В чём разница между профессиональным дрессировщиком и обычным человеком? Дрессировщик знает, что может сделать животное. Он примерно может как-то обойти какие-то углы в дрессировке или сделать ещё что-то. Но бывают ситуации, когда дрессировщик действительно попадает просто в элементарные ситуации. Как известно, у всех дрессировщиков есть палки. И недавно была такая ситуация. У нас лежала тигрица на барьере, а большой тигр лежал сзади неё. Я смотрю и вижу по его повадке, что он сейчас хочет подойти к ней и цапнуть её за мягкое заднее место. Но тигр не видел, что я это вижу. И я подошёл к нему в тот момент, когда он пытался это сделать, и как бы палочкой толкнул тигра. Весь парадокс этой ситуации знаете, в чём заключался? Вдруг этот малыш, весом килограммов 250, разворачивается и наносит по моей палке удар, она как в мультике мгновенно улетает. И тут раздался такой рёв, что создалось впечатление, будто он кричал всеми своими внутренностями: о-о-о-а-а-а. Я был как в мультике: то зелёным, то красным, то жёлтым, то белым. Вот это был действительно настоящий страх! Почему? Потому что в какой-то момент я осознал, что тигр может пойти на меня и дальше. И здесь нужно было как-то среагировать, не отступить назад. Подобные мелочи с тиграми постоянно происходят. Но в тот раз у меня возник конкретный мандраж.

А бывает, когда ты ещё не вышел на манеж, но видишь, как тигр ведёт себя в клетке до того, как выбежать в манеж. И ты уже примерно себе представляешь, что он начнёт вытворять во время работы. Ты смотришь, что тигр сегодня какой-то более нервный, проявляет агрессию даже тогда, когда ты просто стоишь у клетки и т.п. Вот этим нюансам, всем этим мелочам дрессировщик в течение всей своей работы с хищниками учится. Но опять же, если какой-то дрессировщик заявляет, что он знает на 100 процентов тигров и в любой момент сможет тигра остановить, всё, считай, что его на следующий день, либо через неделю тигры погрызут. И это на 100 процентов.

Как вы общаетесь с тиграми? Только на репетициях и во время представлений? Или ваше общение происходит постоянно? Вы иногда можете заехать в цирк, в зверинец, посмотреть, как они, что?

А. Багдасаров: Конечно. Даже когда ты находишься на репетиции, ты делаешь это. Более того, мы и ругаемся с ними. Бывает, что ты тигру начинаешь по-русски, по-человечески объяснять, и почему-то появляется мысль, что он понимает твой голос. Тигры точно хорошо понимают интонацию. Они понимают доброжелательную, мягкую интонацию и такую, как гэ-э-эй. Поэтому очень сложно иногда бывает в дрессуре девушкам, женщинам, как, впрочем, и мужикам. Сложно быть женщине дрессировщицей тигров, оставаясь при этом женщиной. Либо она должна быть мужичкой, а у нас в истории были такие дамы, либо женщиной. Всё-таки у мужиков есть какая-то внутренняя сила. А может даже и наружная. Мы же всё-таки чем-то отличаемся от дам. Может быть, этим и отличаемся.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация