Картинка

Стратегия с Максимом Шевченко Капитализм и демократия заключили брак по расчёту

15 октября 2011, 20:38

Персоны

Западный и Восточный мир захлестнула акция под названием "Занять Уолл-стрит". Протесты в поддержку акции прошли в Австралии, Новой Зеландии, Японии и на Филиппинах. В столице Новой Зеландии Веллингтоне  на демонстрацию вышли около 200 человек. В Сиднее более 2000 человек устроили протест перед зданием Резервного банка Австралии. Десятки демонстрантов устроили митинг у американского посольства в столице Филиппин Маниле. Над толпой митингующих подняты транспаранты с надписями "Филиппины не для продажи" и "Долой американский империализм". На улицы Токио вышли около 200 митингующих. Что происходит? В этом ведущий программы "Стратегия" Максим Шевченко пытался разобраться вместе с экспертами в студии радио "Вести ФМ". 

Шевченко: Сейчас мы обсудим, попытаемся понять и рассказать вам, уважаемые радиослушатели, о том, что же происходит с этой оккупацией Уолл-стрита. Что это за акция, которая потрясает весь западный мир и Нью-Йорк, и Лондон, и Рим, мы слышали сейчас. И в Токио, в Японии, тоже готовятся масштабные какие-то протесты или уже проходят. Что это такое? Что это - PR-технология каких-то компаний, каких-то теневых правительств? Или, на самом деле, системный кризис капитализма и возвращение левого движения как фактора политической современной истории?

Сегодня у нас в гостях Борис Кагарлицкий, директор Института глобализации и социальных движений, Александр Бузгалин, профессор МГУ, главный редактор журнала "Альтернатива", и Олег Барабанов, заведующий кафедрой МГИМО.

Мой первый вопрос к Борису Кагарлицкому. В своё время ваша книга "Восстание среднего класса", скажем так, не просто наделала много шума, но и на русском языке, по крайней мере, была первой попыткой осознать, скажем так, новые процессы, происходящие в западном капиталистическом обществе. Что это, на самом деле, восстание среднего класса, то, о чём вы говорили несколько лет назад?

Кагарлицкий: В какой-то степени, да. Хотя термин "восстание среднего класса" не надо понимать буквально. Речь идёт о том, что социальное государство, которое возникло после Второй мировой войны, обеспечивало превращение значительной части населения в средний класс. Но демонтаж социального государства создаёт невыносимое давление на этот средний класс, который начинает утрачивать свои позиции и который в значительной мере деморализован. И, в конечном счёте, из пресловутой опоры стабильности превращается в тот социальный слой, который в последствии начинает восставать, бунтовать, выходить на улицы и так далее.

Я этой книжкой очень доволен, потому что она выходила и по-английски, и по-испански. И сейчас, буквально перед самыми арабскими революциями, она вышла по-арабски. Последнее меня просто очень обрадовало и как-то даже вдохновило. Но, если говорить о "Захвати Уолл-стрит", то это движение, с одной стороны, не новое, с другой стороны, оно имеет совершенно новый эффект, потому что движение это, в конце концов, продолжает то, что делалось в Сиэтле, в 1999 году. Это то самое антиглобалистское движение. И, кстати говоря, организаторы компании, которые готовили её около трёх месяцев (это не стихийная акция), мне хорошо известны.  

Шевченко: То есть вы лично знаете тех, кто руководит этим движением?

Кагарлицкий: Да, конечно.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Стратегия с Максимом Шевченко. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация