Выходные с Евгением Стаховским Детей нужно приучать к деньгам на примере фантиков
Персоны
На руках и на банковских счетах немецких детей в возрасте 6-13 лет находится более 2,5 миллионов евро. Таковы результаты исследования, проведенного немецким издательством "Эхапа". Расходы на детей в ФРГ достигают 6 миллиардов евро в год, родители выдают своим чадам на карманные расходы в среднем около 1 тысячи евро в год. Но разумно обращаться с этими средствами умеет далеко не каждый ребенок.
Около 15 процентов немцев на момент достижения совершеннолетия имеют крупные долги. У 6 процентов детей долги появляются в возрасте 10-17 лет. Поэтому эксперты советуют приступать к экономическому образованию детей с дошкольного возраста и без чувства стыда обсуждать с ними финансовые проблемы, бюджет и доходы семьи, размеры которых не следует скрывать.
Как научить ребенка правильно распоряжаться деньгами? Как вы выстраиваете финансовые отношения со своими детьми? Сколько вы даете денег своим детям? Отслеживаете ли вы, сколько денег и на что потратил ваш ребенок? В каком возрасте нужно начинать заниматься финансовой грамотностью ребенка? И нужно ли учить ребенка экономить?
Об этом Евгений Стаховский беседовал с президентом фонда развития социальных инициатив "Новые перспективы" Надеждой Серяковой и радиослушателями в эфире радио "Вести ФМ".
Стаховский: В этом часе на "Вестях ФМ" у нас такая детская тема. Будем говорить о вещах, которые очень многие люди довольно сложно комбинируют. А у некоторых, кстати, получается. Дети и деньги. Немецкие эксперты провели опять какие-то очередные исследования и решили рекомендовать родителям приступать к финансовому образованию детей, начиная с самого юного возраста. С первого класса - так уж точно нужно пояснять, что, как, где, куда, откуда, и потихонечку увеличивать объём выдаваемых знаний. Чтобы в подробностях обсудить все эти темы, когда же нужно начинать финансово образовывать детишек своих, мы позвали в студию президента фонда развития социальных инициатив "Новые перспективы". Надежда Серякова у нас в гостях. Добрый день. Вы согласны с немецкими экспертами?
Серякова: Да, я согласна. Более того, я считаю, что обучать детей тому, как пользоваться деньгами, нужно как можно раньше, ещё до школы.
Стаховский: А каким же образом это делать? Ребёнок сам должен задать какой-то вопрос? Или взрослый должен? "Откуда берутся дети?" - спрашивают дети. Откуда берутся деньги, дети, как правило, мне кажется, не спрашивают.
Серякова: Дети не спрашивают, откуда берутся деньги. Но дети задают много других вопросов, которые, в том числе, дальше складываются у них в понятие, что такое деньги, откуда берутся деньги. Не из тумбочки или из маминого кошелька, а как они зарабатываются, что такое товар. Вообще, всё начинается с того, что ребёнок начинает понимать ценности каких-то вещей. Если вы помните, в детстве все мы занимались тем, что собирали какие-то фантики, игрушки. Потом мы иногда ими менялись со своими сверстниками.
Стаховский: Этот значок более редкий, чем вот этот значок. Поэтому я тебе его если поменяю, то на три значка, а не на один.
Серякова: И уже в это время у ребёнка закладывается понимание ценности вещей и постепенно приходит понимание того, что всё это можно когда-то купить. Поэтому я считаю, что нужно начинать как можно раньше. Я думаю, в три или в четыре года.
Стаховский: Этой темой, конечно, занимаются, мне кажется, исследователи во всех цивилизованных странах, говорят же ещё и о проблеме карманных расходов. Когда начинать давать ребёнку какие-то деньги не на завтрак в школе, грубо говоря, а на какое-то личное пользование. Пойди и купи себе, что хочешь. Нужно ли, чтобы деньги выступали в качестве поощрения за хорошие оценки или чистоту в комнате, или за хорошее поведение. Это же основные моменты и трудности, с которыми сталкиваются родители.
Серякова: Я бы не стала давать такого какого-то конкретного рецепта, как поощрять детей деньгами или какими-то другими вещами. Мне кажется, это решает каждая семья самостоятельно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.