Интервью В амфитеатре достигается наилучшее звучание
Персоны
Специалисты из Германии провели экспертизу акустики
основной сцены Большого театра. Торжественное открытие исторического здания
после реконструкции состоялось в октябре 2011 года. Однако только сейчас,
спустя полтора года, эксперты решили подвести итог сложной и кропотливой работы
по восстановлению звучания знаменитого зала. Дело в том, что в советские
времена уникальная акустика Большого была нарушена. Насколько удалось ее
восстановить, от чего зависит звук в зале и можно ли в связи с этим носить меха
в оперу - обо всем этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна
Кочарова беседовала с руководителем акустической части проекта реконструкции
Большого театра Юргеном Райнхольдом.
Кочарова:
Добрый день, в студии Анна Кочарова. И сегодня мы будем подводить итоги, может
быть, частично уже закончившейся реконструкции и завершенной реконструкции
Большого театра. А именно сегодня мы будем обсуждать акустику Большого театра,
потому что в Москву приехала группа экспертов, провела акустическую экспертизу.
И сегодня у нас в гостях руководитель акустической части проекта реконструкции
Большого театра Юрген Райнхольд. Добрый день, Юрген.
Райнхольд: Добрый день.
Кочарова: И сегодня нам в переводе
помогает Ирина. Добрый день, Ирина.
Ирина: Добрый день.
Кочарова: Итак, вы подводили итоги вот
этой очень важной части по акустике Большого театра, по реконструкции театра и
тому, как теперь звучит этот театр. Какое резюме?
Райнхольд: Мы очень довольны полученным
результатом. Первые акустические измерения мы производили еще в октябре 2011
года, сразу по окончании процесса реконструкции. Это были инструментальные
измерения и были первые прослушивания представлений, которые исполнялись на
сцене. В ходе измерений мы исследовали различные зоны театра, делали измерения
в различных выступлениях. И последующие измерения в октябре 2011 года подтвердили
полученные результаты. Эти результаты были хорошими, и в целом можно сказать,
что наши ожидания воплотились.
Кочарова: Вы говорите, что вы из разных
мест слушали спектакли. Вот откройте секрет: все-таки где лучше слышно, куда
нашим зрителям, нашим слушателям надо покупать билеты, чтобы лучше услышать
певцов?
Райнхольд: Я охотно поделюсь своими
впечатлениями. Всегда, когда я присутствую на спектаклях в театрах, в которых
работаю, я стараюсь оставаться на ногах. Это необходимо для того, чтобы можно было
менять положение в зале, и я нахожусь то в партере, то в одной ложе яруса, то
на другом ярусе, поэтому, естественно, у меня есть представление. Если,
допустим, вы находитесь в начале партера, разумеется, на этих местах вы можете
хорошо видеть сцену, вам прекрасно видно, как танцуют, так передвигаются
солисты, но в этой зоне звук недостаточно хорошо смешивается. Поэтому получить
такое адекватное представление на этих местах несколько затруднительно. В этой
ситуации происходит следующее: зритель находится близко к источнику звука.
Источником звука является оркестр или певцы, находящиеся на сцене. К зрителю
поступают прямой звук, и очень мало отраженного звука от боковых стен. А
отражение от потолка поступает с запаздыванием.
Кочарова: То есть надо покупать чуть-чуть
подальше билеты?
Райнхольд: Разумеется, да, вы правы,
нужно идти в заднюю часть партера. Хорошие места - это последняя треть партера,
амфитеатр. В этой зоне достигается наилучшее звучание, звук вас как бы
обволакивает, вы получаете полный отклик всего помещения. И вот на этих местах,
о которых я сказал, достигается лучший баланс звучания музыкальных
инструментов. Представьте себе, что вы сидите около оркестровой яме, и в яме
рядом с вами находятся литавры, а наоборот скрипки, виолончели удалены от вас,
то есть вы где-то сбоку сидите, то в этой ситуации эффектный понятный: будут
звучать в большей степени ударные инструменты. Но когда вы отодвигаетесь от
оркестра, то баланс между отдельными группами инструментов значительно лучше.
Кочарова:
Ну что ж, теперь мы знаем главный секрет.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью