Картинка

Интервью В амфитеатре достигается наилучшее звучание

2 июня 2013, 22:32

Персоны

Специалисты из Германии провели экспертизу акустики основной сцены Большого театра. Торжественное открытие исторического здания после реконструкции состоялось в октябре 2011 года. Однако только сейчас, спустя полтора года, эксперты решили подвести итог сложной и кропотливой работы по восстановлению звучания знаменитого зала. Дело в том, что в советские времена уникальная акустика Большого была нарушена. Насколько удалось ее восстановить, от чего зависит звук в зале и можно ли в связи с этим носить меха в оперу - обо всем этом культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова беседовала с руководителем акустической части проекта реконструкции Большого театра Юргеном Райнхольдом.

Кочарова: Добрый день, в студии Анна Кочарова. И сегодня мы будем подводить итоги, может быть, частично уже закончившейся реконструкции и завершенной реконструкции Большого театра. А именно сегодня мы будем обсуждать акустику Большого театра, потому что в Москву приехала группа экспертов, провела акустическую экспертизу. И сегодня у нас в гостях руководитель акустической части проекта реконструкции Большого театра Юрген Райнхольд. Добрый день, Юрген.

Райнхольд: Добрый день.

Кочарова: И сегодня нам в переводе помогает Ирина. Добрый день, Ирина.

Ирина: Добрый день.

Кочарова: Итак, вы подводили итоги вот этой очень важной части по акустике Большого театра, по реконструкции театра и тому, как теперь звучит этот театр. Какое резюме?

Райнхольд: Мы очень довольны полученным результатом. Первые акустические измерения мы производили еще в октябре 2011 года, сразу по окончании процесса реконструкции. Это были инструментальные измерения и были первые прослушивания представлений, которые исполнялись на сцене. В ходе измерений мы исследовали различные зоны театра, делали измерения в различных выступлениях. И последующие измерения в октябре 2011 года подтвердили полученные результаты. Эти результаты были хорошими, и в целом можно сказать, что наши ожидания воплотились.

Кочарова: Вы говорите, что вы из разных мест слушали спектакли. Вот откройте секрет: все-таки где лучше слышно, куда нашим зрителям, нашим слушателям надо покупать билеты, чтобы лучше услышать певцов?

Райнхольд: Я охотно поделюсь своими впечатлениями. Всегда, когда я присутствую на спектаклях в театрах, в которых работаю, я стараюсь оставаться на ногах. Это необходимо для того, чтобы можно было менять положение в зале, и я нахожусь то в партере, то в одной ложе яруса, то на другом ярусе, поэтому, естественно, у меня есть представление. Если, допустим, вы находитесь в начале партера, разумеется, на этих местах вы можете хорошо видеть сцену, вам прекрасно видно, как танцуют, так передвигаются солисты, но в этой зоне звук недостаточно хорошо смешивается. Поэтому получить такое адекватное представление на этих местах несколько затруднительно. В этой ситуации происходит следующее: зритель находится близко к источнику звука. Источником звука является оркестр или певцы, находящиеся на сцене. К зрителю поступают прямой звук, и очень мало отраженного звука от боковых стен. А отражение от потолка поступает с запаздыванием.

Кочарова: То есть надо покупать чуть-чуть подальше билеты?

Райнхольд: Разумеется, да, вы правы, нужно идти в заднюю часть партера. Хорошие места - это последняя треть партера, амфитеатр. В этой зоне достигается наилучшее звучание, звук вас как бы обволакивает, вы получаете полный отклик всего помещения. И вот на этих местах, о которых я сказал, достигается лучший баланс звучания музыкальных инструментов. Представьте себе, что вы сидите около оркестровой яме, и в яме рядом с вами находятся литавры, а наоборот скрипки, виолончели удалены от вас, то есть вы где-то сбоку сидите, то в этой ситуации эффектный понятный: будут звучать в большей степени ударные инструменты. Но когда вы отодвигаетесь от оркестра, то баланс между отдельными группами инструментов значительно лучше.

Кочарова: Ну что ж, теперь мы знаем главный секрет.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация