Интервью "Самые острые замечания Сергей Бирюков делал очень деликатно"
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно по воскресеньям, в этой студии мы подводим культурные итоги недели.
Но так получилось, что вот совсем недавно ушел из жизни Сергей Бирюков, который был всегдашним нашим гостем и экспертом, когда мы подводили итоги музыкального года, музыкального сезона. И мне показалось важным (если не мы, то кто же?), важным вспомнить его, поговорить про Сергея в этой же студии, где он много раз был.
И я рад приветствовать сегодня Андрея Андреевича Золотова – вице-президента Российской академии художеств, профессора, заслуженного деятеля искусств, критика музыкального и художественного критика. Здравствуйте, Андрей Андреевич.
ЗОЛОТОВ: Добрый день, очень рад быть у вас.
ЗАСЛАВСКИЙ: И Марину Гайкович – музыкального критика, кандидата искусствоведения и заведующего отделом культуры "Независимой газеты". Здравствуйте, Марина.
ГАЙКОВИЧ: Здравствуйте, Григорий. Большое спасибо за приглашение, мне очень приятно будет поговорить о Сереже сегодня.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну вот, наверное, готовясь к сегодняшнему эфиру, я думал, что вот это такая, конечно, ускользающая реальность, когда человек работает в ежедневной газете, и когда мы смотрим какие-то книги, которые были изданы 100 лет тому назад, больше чем 100 лет тому назад. И рецензии, выходившие в газетах (собственно, один из томов Павла Александровича Маркова – это его рецензии газетные), и собранные вместе, они дают, в общем, достаточно серьезное представление о том, что происходило в театре в то время, когда Марков был таким внимательным зрителем и критиком. И в этом смысле Сергей Бирюков был невероятно (и, может быть, еще и поэтому эта смерть настолько внезапна и неожиданна), что он успевал следить за музыкальной жизнью не только столичной и московской, которая, в общем, нельзя сказать, что сегодня бедна. Есть достаточно богатый выбор, и ты думаешь, куда пойти: туда пойти, сюда пойти, в "Зарядье", концертный зал Чайковского, или что-то интересное происходит в Московском международном доме музыки, или в каких-то других. Архиповский зал тоже возрождается, и там какие-то интересные концерты стали появляться совершенно неожиданно, там ничего никогда не было на протяжении многих лет, лет 10-ти. И вот при это он еще успевал и в Нижний Новгород слетать, и туда, и сюда. И отовсюду успевал приехать и написать в газете "Труд", обозревателем которой он был. Сейчас вот думаешь, есть ли у газеты какое-то издательство, какие-то издательские проекты или какие-то партнеры, которым будет не лень эту работу взять на себя, взвалить на плечи и показать, что вот эта вот поденщина наша газетная, в которой мы с Мариной. Да и вы, Андрей Андреевич, тоже отдали газете "Советская культура" немало лет, и ваши статьи я помню тоже и читал, и с огромным интересом и уважением, и с ожиданием того, что вы напишите. И что это, в общем-то, довольно такая вещь, которая со временем становится не газетным рецензированием в чистом виде, а вот тем самым искусствоведением, музыковедением, когда речь идет о таких серьезных авторах. Не о блогерах, которые говорят "пришел – понравилось" или "пришел – был потрясен", а о тех, кто способны к анализу той действительно насыщенной музыкальной жизни, особенно если говорить о нашей большой стране, свидетелем и аналитиком, и зрителем, и слушателем, которым был Сергей Бирюков. Вот такое мое, извините, длинное вступительное слово. Но, помимо того, что, конечно, он был очень приятным, очень интеллигентным и совершенно невероятно безотказным человеком. Вот все-таки, да, в этом тоже есть такая вот вещь, когда он понимал, что он ответственен за то, чтобы рассказать про то, что он видел, слышал, и как можно большему числу людей рассказать о своих. И в этом отношении он был добрым критиком, который любил рассказывать о том, что ему нравится.
ГАЙКОВИЧ: Да, так и есть. И очень многие, кто о нем вспоминал вот в момент, когда стало известно о его смерти, говорили именно о его доброжелательности. При этом он ни когда не сюсюкал в своих текстах, но он даже какие-то самые острые замечания мог столь деликатно написать, что это, в общем, подкупало читателя.
…
ЗОЛОТОВ: Вы, Григорий Анатольевич, начали нашу беседу таким замечательным развернутым вступлением. Потому как действительно Сергей Николаевич Бирюков (царство ему небесное) был, с одной стороны, исключительным, а с другой стороны – человеком, который нес в себе как раз все то, что должно быть...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью