Интервью Развитие страны через взгляд Гиляровского
Персоны
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский». Гость – Юлия Петрова, директор Музея русского импрессионизма. Ведущий – Григорий Заславский.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня я рад приветствовать в этой студии директора Музея русского импрессионизма Юлию Петрову. Здравствуйте.
ПЕТРОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: У вас продолжает работу выставка, которая посвящена Гиляровскому. Как вам пришло в голову посвятить выставку Гиляровскому?
ПЕТРОВА: Вы знаете, для художественного музея выставка, посвященная человеку, лишь опосредованно связанному с изобразительным искусством, это, конечно, вызов. И изначально, когда такая идея вокруг музея возникла, не сделать ли выставку про Гиляровского, я сама очень сомневалась в том, что это удастся. Ну что мы будем показывать — ну портреты Гиляровского, ну сколько их в мире, ну пять? Что еще?
ЗАСЛАВСКИЙ: А почему вообще Гиляровский?
ПЕТРОВА: Изначально эта тема была предложена, потому что юбилей у Владимира Алексеевича Гиляровского – 175 лет. Да, такие выставки-то мы обычно не делаем. Но вот показалось, что фигура сама очень привлекательная и для многих любимая. И сейчас на протяжении выставки мы регулярно сталкиваемся с тем, что люди приходят не потому, что они так уж любят наш музей или так любят русское изобразительное искусство 19-20 столетий, а потому, что они любят Владимира Алексеевича Гиляровского. И они от входа говорят: "Я так люблю эти книги – "Мои скитания", "Люди театра", "Москва и москвичи". Приходят на героя, герой для москвичей свой. И выставку мы назвали «Свой человек» не только потому, что это один из псевдонимов вездесущего репортера, но и потому, что это фактически описание образа жизни Гиляровского, который, как вы знаете, своим человеком был и в светских гостиных, и у пожарных расчетов, и у нищих на рынке, и у артистов МХАТ. И вот когда мы ломали голову над тем, как эту фигуру представить в художественном музее, куратор Анастасия Винокурова (это ведущий специалист нашего выставочного отдела, 10 лет плодотворной кураторской работы), она взяла паузу подумать и спустя некоторое время пришла ко мне с готовой концепцией, в которую я поверила сразу и навсегда. Анастасия сказала следующее. Вот когда Владимир Гиляровский в 16 лет сбежал из родительского дома в Вологде, его вела романтическая идея, подсказанная Чернышевским, он хотел быть бурлаком. И первое его место работы, как мы бы сегодня сказали, это бурлацкая служба. А когда его жизнь подходила к концу, и он уже давно жил в Москве, в Москве строили метро. И вот этот невероятный разрыв от архаизма бурлацкого труда до московского метрополитена, который часть нашей сегодняшней обыденности 21-го века, московский метрополитен, который построен буквально вчера, который кажется таким современным, таким прогрессивным, вот этот технологический скачок всей страны вместился в жизнь одного человека. И не просто вместился и у него на глазах произошел, но был еще им так описан смачно, что от этих текстов не оторваться. И вот об этом развитии страны на протяжении 50 лет через взгляд Владимира Гиляровского мы и стали делать выставку. Это не просто Москва в картинах русских художников конца 19-го – первой трети 20-го века, это было бы гораздо скучнее. Здесь именно Москва, жизнь, близкие, окружение Владимира Гиляровского. Мы с вами понимаем, что он не только описывал Москву, но и немножечко сочинял ее. Он был не только бытописцем, летописцем, но и мифотворцем и собственного образа, и образа Москвы. Но тем не менее эта Москва патриархальная и такая привлекательная даже для читателя 21-го века сложилась в некоторый образ: Москва Гиляровского. Говоришь "Москва Гиляровского" – представляешь себе вполне конкретные картины. И вот такую выставку именно про эту Москву Гиляровского и его самого по центру этого проекта мы и собрали.
Слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью