Интервью "Россия заново знакомится со Степаном Эрьзей"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И, как обычно, в этой студии мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий и тенденций то, что представляется наиболее интересным, иногда говорим о будущем.
В следующем году исполнится 150 лет со дня рождения выдающегося скульптора Степана Эрьзи. И сегодня мы говорим о творчестве этого замечательного художника, скульптора с научным руководителем, экспертом Международного фонда искусств имени Эрьзи Еленой Владиславовной Бутровой. Здравствуйте.
БУТРОВА: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: И президентом Международного фонда искусств имени Эрьзи Михаилом Журавлевым. Михаил Константинович, добрый день.
ЖУРАВЛЕВ: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Наверное, первый вопрос: что вы собираетесь делать, собственно говоря, к 150-летию? Помимо того замечательного альбома, который вы выпустили раньше к выставке. Теперь складывается такая традиция, когда все каталоги издаются к концу выставки и представляются уже в рамках каких-то финисажных мероприятий. Здесь 150-летия еще нет, а книга уже вышла. Что еще вы хотите сделать к юбилею этого действительно выдающегося художника, которого знают не только как, скажем, выдающегося национального скульптора, но, в общем, можно говорить о его мировой известности: и в Латинской Америке, а не только в Европе.
ЖУРАВЛЕВ: Да, ну на самом деле вы абсолютно правы. Мы занимаемся спасением наследия величайшего скульптора и сохранением во всем мире. Поэтому мы работаем в мировом пространстве, в большей степени это Аргентина, Европа, ну и страны бывшего Советского Союза. И, конечно же, естественно, в России, дабы штаб-квартира находится у нас здесь, в Москве. На самом деле в данной ситуации международные (я сказал, почему международные). И в рамках этого 150-летия есть планы в первую очередь – это сделать все-таки зарубежную выставку, необычную выставку, выставку в Китае. Это как бы вот, наверное, самое важное мероприятие, которое мы могли бы сделать для того, чтобы дальше продвигать в мировом пространстве наследие Степана Дмитриевича. Конечно же, у нас достаточно много интересных мероприятий, которые будут проходить непосредственно здесь, в Москве. Потому что мы будем делать и выставку на нашей собственной территории. И будут издаваться еще художественные какие-то произведения, с точки зрения, может быть, в этот раз уже не кинофильма, а мультипликации, вот у нас есть задумки.
ЗАСЛАВСКИЙ: Это сейчас вот прям какая-то мода. К 150-летию СТДР тоже мультфильм создается.
ЖУРАВЛЕВ: А вы знаете, дело в том, что вот, наверное, если говорить с творческой стороны, и я возьму на себя ответственность, скажу. Меня убедили, и я сам понял, что сегодня зарубежный зритель быстрее поймет мультфильм, чем наши сложные произведения, которые мы предоставляем. Поэтому как бы вот есть у нас еще это в планах.
…
БУТРОВА: Почему вот наш фонд уникальный, и мы не имеем аналогов в мире? Потому что мы не копируем музей, мы не идем по пути просто собирания произведений Эрьзи. Мы собираем, ищем и спасаем неизвестного Эрьзю – вот того, которого мы считали, что он пропал, что произведения не сохранились, что они куда-то делись. И вдруг они всплывают. Вот это очень интересно, вот это вот такая Атлантида. Поэтому вот того, что в нашей коллекции, нет в эталонных коллекциях ни в Мордовском музее, ни в Русском музее. Ну вот то, о чем рассказал Михаил Константинович, это лишь только несколько миссий нашего фонда. Дело в том, что в последнее время мы поняли, что сделать из классика актуального автора очень трудно, но и очень важно. И поэтому Эрьзя для нас не просто герой музея, а вот такая икона на пьедестале.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью