Картинка

Интервью "Если художник не отдаст свою энергию, свою жизнь – его искусство не будет трогать зрителей"

14 декабря 2025, 23:15

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И сегодня я рад приветствовать одного из самых известных современных российских художников, одного из самых моих любимых современных российских художников – Леонида Тишкова. Леонид, здравствуйте.

ТИШКОВ: Добрый день. Спасибо, спасибо за такие слова.

ЗАСЛАВСКИЙ: Да. Наверное, вы, когда приходите куда-то и видите свои работы, это какое ощущение?

ТИШКОВ: Какое-то вот переживание восторга. Знаете как, когда ты встречаешься с кем-то после такой долгой-долгой разлуки, и ты видишь дорогое тебе существо. И ты испытываешь не только как бы ностальгические какие-то воспоминания или что-то еще, а просто вот ты как бы прикасаешься к самому себе того времени. И вот это вот интересно, что художник постепенно в своей жизни превращается в свои произведения. То есть он отдает свою энергию, отдает свою жизнь по капле, по капле, вот. Потому что, если ты это не будешь делать, твое искусство не будет трогать зрителей. Но это в любом искусстве – и в театре, и в музыке, и в изобразительном тоже. Все должно быть по-настоящему. Ты должен все время отдавать себя полностью, без остатка, и тогда эта работа твоя останется.

ЗАСЛАВСКИЙ: А вы себя как мыслите – как художника-станковиста или как художника-монументалиста? Имея в виду, что ваши работы выходят в городское, в общественное пространство и занимают какое-то место среди ветвей деревьев, в небе, на воде, на море, и так далее.

ТИШКОВ: У меня забавный есть такой каламбур – "художник-моментаист". Это означает, что у меня возникают какие-то образы, и эти образы, они теснятся и иногда так, как глубоководные рыбы, поднимаются, и я пытаюсь им найти место в этом мире в моем. И иногда они выходят уже в окружающее пространство. Изначально, изначально вообще, видимо, я просто должен был быть литератором, то есть сочинителем историй. И эти истории, они воплощались потом у меня в комиксах, в рисунках, в акварелях. И дальше мне захотелось их увидеть в пространстве. То есть вот как, например, история с "Частной луной", которую я хотел увидеть в реальности, то есть прямо по-настоящему на дереве, как в картине Рене Магрита, бельгийского сюрреалиста. И вот каждый раз, когда я что-то пытаюсь сделать в пространстве, то я основную свою цель ставлю поэтическую, то есть возможно ли визуализировать поэзию, можно ли поэтический образ создать изображением. Тогда включается вообще всё: лес и даже закат. Вот в "Частным солнце", например, там у меня главное – это работает закат. То есть работа стоит, висит на дереве, а за ним прокатывается солнце, и это все вместе должно работать. Поэтому я скорее всего связан, конечно, с концептуальным искусством. То есть концептуальное искусство – это искусство, конечно, вымысла, то есть искусство определения, что такое искусство. То есть является ли искусством то, что я делаю. И каждый раз это интуитивная проба, то есть я пытаюсь что-то сделать, а дальше я смотрю, возможно ли это в искусстве или нет. И вот этот вот момент, он чем интересен, что ты никогда не знаешь точно, удачно это будет или неудачно. Но постепенно человек, который увидел мою работу, он понимает мой замысел, мою идею. И если он ощущает то, что я пытался вложить или пережил, когда я ее делал, то тогда это вот удача...

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация