Интервью РОСИЗО станет единым оператором выставочной деятельности
Персоны
На прошлой неделе в музейном сообществе произошли очередные кадровые перестановки. На должность руководителя Государственного музейно-выставочного центра (РОСИЗО) была назначена Зельфира Трегулова, бывший заместитель директора музеев Московского Кремля. Центр был создан в 1959 году. На него возлагалась задача производить закупку и хранение произведений искусства, а также организовывать и проводить самые разнообразные выставки в стране и за рубежом. Однако в 90-е годы этот статус был утрачен. С приходом нового руководителя РОСИЗО должен вернуться к своей прежней миссии и стать, в частности, одним из главных центров по реализации государственной выставочной политики. О том, как превратить нашу страну в передовую музейную державу, обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский поговорил с самой Зельфирой Трегуловой.
Заславский: Зельфира Трегулова - новый директор РОСИЗО - сегодня гость "Вестей ФМ". Зельфира Исмаиловна, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".
Трегулова: Добрый день.
Заславский: Я начну с такого вопроса: а где, собственно говоря, ваше новое рабочее место? И знали ли вы, где вам придется сидеть, когда вас назначали? Потому что для многих структура РОСИЗО немножко непонятна. Я, например, потерял ее из виду, когда она еще располагалась в Высоко-Петровском монастыре.
Трегулова: Ну, к сожалению, очень многие именно в это время и потеряли ее из виду, потому что после передачи Высоко-Петровского монастыря Русской православной церкви РОСИЗО был отправлен в Люблино. И, наверное, эта отдаленность от центральных музеев и от Министерства культуры тоже сыграла свою роль в том, что вот с этого момента как раз РОСИЗО стал утрачивать ту роль, которую он играл. Ну, это просто повлекло за собой тот факт, что многие очень компетентные сотрудники, которые там работали, просто перешли на работу в другое место, потому что тратить 4 часа на дорогу до работы и обратно, в общем, мало кто мог себе позволить. Но сейчас РОСИЗО представляет собой действительно большой комплекс. Это и помещение в Люблине, где есть офисы, где есть прекрасные помещения и оборудование с современными устройствами для хранения живописи и графики, где есть своя таможенная зона. Есть даже то, чего нет у многих центральных музеев, - это специальная зона приема фургонов с экспонатами. Это большое здание на Профсоюзной, 76, где хранятся фонды РОСИЗО. РОСИЗО с 2010 года имеет статус музея, поэтому те фонды, которые сегодня хранятся на Профсоюзной, они уже как бы неотделимы от РОСИЗО. А самая интересная часть этих фондов - это, конечно же, то, что пришло из архива в Загорске.
Заславский: А загорского хранилище уже нет?
Трегулова: Нет. Оттуда это всё, естественно, выведено. И был интересный момент в 80 - 90 годы, когда в одном и том же месте хранились остатки архитектуры Малевича, которые в 90-е годы были переданы в Государственную Третьяковскую галерею, рисунки Ольги Розановой, полотна Налбандяна и Александра Герасимова с изображением Сталина.
Заславский: Это спецхран такой был?
Трегулова: Да, это был спецхран, куда "ссылались" поначалу работы художников русского авангарда, а потом, после смерти Сталина и соответствующего постановления правительства, туда были отправлены очень многие полотна с изображением вождя народов, соответственно, членов Политбюро и прочих известных людей. Опять же там же в силу ряда исторических причин оказался абсолютно уникальный архив Выставки индустрии социализма, которая должна была состояться в 1939 году, но не состоялась (её должен был организовывать Орджоникидзе). Это была, пожалуй, самая масштабная советская выставка, и в РОСИЗО хранятся не только многие полотна, подготовленные и заказанные к этой выставке, а также эскизы к ним, поэтому на этом материале очень интересно проследить вот то, как осуществлялась в советские годы работа над госзаказом. Есть замечательное помещение в Малом Власьевском, где сейчас идет ремонт и реставрация, и это те помещения, где будет располагаться дирекция, а также сотрудники, которые будут заниматься выставками, контактами с музеем и контентом. Ну и еще есть небольшое помещение в Марьиной Роще, там, где раньше хранился Государственный фонд музыкальных инструментов, который хранится там же сейчас, но в настоящий момент это в оперативном управлении Музея Глинки, как, наверное, и следовало это сделать. То есть 4 точки по всей Москве, и иногда приходится перемещаться из одной в другую и в третью.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью