Экономические итоги недели Российская экономика продолжает замедляться
Персоны
На прошедшей неделе Министерство экономического развития
понизило прогноз по росту ВВП России на 2013 год с 2,4 до 1,8 процента. Подробнее
- Александр Яковлев в рубрике "Экономика. Итоги" на радио "Вести
ФМ".
Российская экономика продолжает
замедляться
На прошедшей неделе Министерство экономического развития
понизило прогноз по росту ВВП России на 2013 год с 2,4 до 1,8 процента. Об этом
заявил замглавы ведомства Андрей Клепач. Также, по его словам, понижен прогноз
по росту промышленного производства - с двух до 0,7 процента. Оценка оттока
капитала ухудшена более чем вдвое - с 30 до 70 миллиардов долларов. Прогноз
роста экономики на 2014 год ухудшен с 3,7 процента до 2,8-3,2 процента.
Понижены прогнозы и на 2015-2016 годы. Напомню, что это уже второе понижение
прогноза развития экономики Росси со стороны МЭР - первое произошло в
апреле.
Справка
В январе-июле этого года ВВП России
увеличился на 1,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В
июле экономика страны с учетом сезонного фактора выросла на 0,2 процента.
В МЭР указывают на то, что серьезное негативное влияние на
состояние экономики Росси оказывает негативный внешний фон. Ситуация в мировой
экономике, как считают в ведомстве, окажется хуже, чем предполагалось:
рецессия в 2013 году
в Еврозоне будет глубже, рост ВВП США - меньше, как и восстановление мировой
экономики в целом. Цена нефти по итогам 2013 года окажется чуть выше ожидавшейся,
прогноз на 2014-2016 годы, как и прежде, предполагает ее снижение. Впрочем, как
читают, например, аналитики Bank of America
Merrill Lynch, так же понизившие свой прогноз темпов роста ВВП России, отсутствие
какой-либо поддержки экономики со стороны монетарных властей также оказывает
угнетающее воздействие на экономический рост. Эксперты отмечают,
что упорство Центробанка в вопросе сохранения процентных
ставок на текущих уровнях никак не может поспособствовать ожидаемому
восстановлению экономики во втором полугодии 2013 года и 2014года или изменению
негативных тенденций , таких как слабость инвестиций и промпроизводства.
При этом аналитики полагают, что инфляционное в России на фоне слабости
экономки и хороших видов на урожай будет уменьшаться, и это все же подтолкнет
ЦБ к снижению ставок.
Интересно, что на понижение прогнозов со стороны МЭР очень
быстро отреагировал бывший его руководитель, а ныне помощник президента
России Алексей Белоусов. Он отметил, что Минэкономразвития необходимо
подготовить предложения, которые позволят не допустить замедления роста
российской экономики. "Если снизить прогноз по инерции, это дело не
хитрое, важно показать, что надо сделать, чтобы не допустить этого снижения. Я
хочу это видеть в прогнозе", - сказал Белоусов.
Так что нужно сделать для того, чтобы
русская экономика не продолжила замедляться? Говорит главный экономист
"Альфа-Банка" Наталья Орлова.
Орлова: Я считаю, что у нас существует
достаточно высокий уровень внутренней эффективности. Речь идет про разные
административные барьеры для бизнеса, в целом про низкий уровень конкуренции. И
мы сейчас подходим к моменту, когда действительно ребром стоит вопрос, можем ли
задействовать какие-то структурные механизмы для поддержания темпов роста.
Естественно, это, так сказать, требует какого-то иного подхода к управлению
экономикой, возможно, опираться больше на какие-то инициативы мелкого бизнеса,
которые идут снизу. Я считаю, что ускорить темпы роста невозможно механизмами
бюджетной или монетарной политики.
Пассажирские
перевозки РЖД остаются убыточными
На прошедшей неделе российские СМИ опубликовали информацию о
том, что Министерство финансов подготовило доклад об эффективности расходов
федерального бюджета, в котором предлагает отменить государственные субсидии
для железнодорожных перевозок пассажиров на расстояния более 1,5 тысячи
километров. Минфин считает, что на дальних расстояниях пассажиры больше
пользуются самолетами, чем поездами. Если отменить субсидии, россияне будут
пользоваться авиалиниями еще чаще, что приведет к росту числа авиакомпаний,
ожесточению конкуренции и спаду стоимости билетов, полагают в ведомстве.
Справка
В первом полугодии РЖД перевезли поездами
дальнего следования 51 миллион 200 тысяч пассажиров. В июне объем перевозок сократился
на 4,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Пассажирские перевозки РЖД на дальние расстояния были и
остаются убыточными. Так по итогам прошлого года железнодорожная компания
потеряла от этого вида перевозок 18,7 миллиарда рублей при выручке в 183,9
миллиарда рублей. Все это, естественно, не нравится РЖД, которая, как и
положено монополии, решать этот вопрос хочет при помощи повышения цен на
билеты, но допустить это не хочется государство, вынужденное в итоге дотировать
перевозчика с тем, чтобы и овцы были целы, ну и волы тоже не голодали. Так,
в прошлом году монополия получила от государства 30 миллиардов
рублей субсидий на дальние перевозки. На этот год РЖД просила 36,2 миллиарда
рублей, однако прижимистый Минфин соглашался выделить только 14,8
миллиарда рублей, а теперь предлагает отменить субсидирование вообще: мол
пусть цены на железнодорожные билеты взлетят, но и граждане начнут летать
больше и охотнее, что вызовет бум в российской авиации.
Нужно ли отменять субсидии на дальние
железнодорожные перевозки? Говорит эксперт отдела исследований железнодорожных
пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин.
Рузавин:
Если Минфин хочет пересмотреть как-то планы по субсидированию, то, наверное,
нужно придти к адресному субсидированию, конкретно выбирать категорию
пассажиров, которые должны получить льготу от государства, либо помаршрутно. То
есть, скажем, поезда, которые едут на участках, где отсутствуют конкуренты, где
нет авиаперевозчиков, автобусных перевозчиков, ну это, скажем, в Сибири и на
Дальнем Востоке, то там, конечно, нежелательно было бы отменять эту субсидию. А
вот в европейской части можно было бы посмотреть и ввести преимущественно вот
такие адресные субсидии от государства.
Всё должно быть
по-честному
На прошедшей неделе стало известно, что власти Москвы
выделили почти 800 тысяч рублей на депортацию нелегальных мигрантов из
Вьетнама. Так вышло, что я летел в столицу Вьетнама с самой первой порцией этих
депортированных. 31 человек под большим конвоем сотрудников полиции, ФМС и
людей в штатском были загнаны в угол в зоне вылета в Шереметьеве, а затем
спешно погружены на борт "Аэрофлота". В итоге теперь больше всего
меня интересует вопрос о том, почему эти 800 тысяч рублей должна платить
Москва, а не люди, которые напрямую были ответственны за то, что вьетнамцы
проникли на территорию страны, остались на ней нелегально, бесправно и
незаконно работали, и затем были согнаны лагерь и выдворен из страны. Конечно,
наша граница на замке до такой степени, что в Москву не пустили косовского
гражданина и по совместительству футболиста швейцарского, "Сент-Галлена",
игравшего на неделе со "Спартаком". Но замок, судя по
всему, открывается для организованных потоков нелегальных эмигрантов, и
очевидно, что не бесплатно. Однако, по-моему, все должно быть по-честному:
"Ты ввез - ты и вывози".