Интервью Реконструкция ГМИИ им. А.С. Пушкина: выпендриваться будем или нет?
Персоны
На уходящей неделе Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина объявил конкурс на архитектурную концепцию развития музея и
музейного городка. Ранее знаменитый архитектор Норман Фостер отказался от
участия в проекте реконструкции музея, и возникла необходимость проведения
нового конкурса. В целом концепция не изменилась, однако теперь участие
принимают исключительно российские архитектурные бюро. Об этом культурный
обозреватель Григорий Заславский беседовал с генеральным директором музея Мариной Лошак в эфире радио
"Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый
день. На этой неделе объявлен конкурс на архитектурное решение Государственного
музея изобразительных искусств имени Пушкина. И я с удовольствием приветствую в
студии "Вестей ФМ" генерального директора музея Марину Лошак.
Здравствуйте.
Лошак: Здравствуйте.
Заславский: Скажите мне, пожалуйста, вот
меня в этой истории, с одной стороны, радует то, что наконец-то это
принимается, и то, что, в общем-то, не так уж сильно долго задерживается само
окончание работ. Предполагалось в 2018, и ясно уже было, что в 2018 оно не
может из-за многочисленных, точно так же отложенных вот этих вот начал. Сейчас
это 2020 год. В этой ситуации меня немножко смущает то, что в истории с
Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина речь идет, как я
вот прочитал в публикациях, о том, что это могут быть только наши архитекторы.
Почему так? Если так долго шла работа, почему нельзя было сделать все-таки... и
я тут же начинаю перебивать сам себя. Предполагаю, что если, например,
предложили бы кому-то из известных наших меценатов оплатить такой конкурс,
наверняка желающие бы тоже нашлись, если речь бы шла именно о каких-то
архитектурных знаменитостях. И даже то, что несколько таких проектов в
последние годы у нас не задались - и с "Мариинкой", и были другие
случаи, и с "ВТБ Арена" тоже, ван Эгераат, тоже его фамилия уже не
значится, хотя сам проект недавно получил какую-то премию в Каннах престижную.
То есть опыт негативный имеется, и тем не менее, все равно хочется, чтобы были
и положительные примеры.
Лошак: Очень всего этого хочется. Конкурс
был и так оплачен меценатами. Дело не в том, кто в нем участвует, а в самый
процедуре конкурса, который очень дорог, и если делать, так сказать, вдолгую,
неспеша, неторопливо, опять, в общем, все это дело подробно со всеми, со всеми,
со всеми обсуждать. А Пушкинский музей уже свой лимит времени, в общем,
исчерпал, у нас нет совершенно времени, а нам нужно делать очень такие
осмысленные, осознанные, целенаправленные шаги. С одной стороны. А с другой
стороны, мне показалось, что очень правильно, чтобы это был именно
отечественный архитектор, поскольку вообще всегда какие-то хорошие и великие
архитекторы, современные в том числе, и западные, иностранные тоже когда-то
делали свой первый музейный проект. Безусловно, когда сейчас мне говорят, что
ну вот люди не делали музейных проектов, а наши архитекторы с вами отечественные,
те, кто делали музейные проекты, это Андрей Боков, у нас нет других
архитекторов, которые делали музейные проекты. Это так всегда один и тот же
архитектор.
Заславский: Да, собственно, вот в Музее
личных коллекций вот этот боковой корпус...
Лошак:
В том числе и мы, и Юля Свиблова, и "Рабочий и колхозница" - все
музеи делал Андрей Боков. Но хочется, чтобы другие архитекторы, на наш взгляд,
очень талантливые, очень перспективные, это не мое мнение, я говорила с
архитектурным сообществом, с людьми, у которых превосходная репутация,
советовалась по поводу тех фамилий, которые предполагала назвать, и все были
согласны единодушно, что это те люди, чей вкус, чей взгляд и чьи способности
неоспоримы. Поэтому мне кажется, что это правильный шаг. Чем я еще была мотивирована?
Ну, безусловно, негативным опытом, который имеется. Не потому, что это
случайность, а потому, что в этом есть тоже своя подоплека, она связана с тем,
что разные законы, разные нормативные документы, разная ментальность в конце
концов, она не позволяет осуществить ту задачу до сих пор (это связано с
государственным строительством, безусловно, потому что частное строительство с
более развязанными руками, безусловно), осуществить задуманное. И поэтому все
эти неудачи, они все запрограммированы в какой-то степени. У нас уже была одна
своя неудача, связанная с Норманом Фостером, это тоже была, в общем, не
случайность, в этом тоже была цепь, так сказать, не то что недоразумений, но
закономерностей даже. И поэтому этот следующий шаг, мне казалось, он должен
быть максимально выверен.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью