Картинка

Интервью Реконструкция ГМИИ им. А.С. Пушкина: выпендриваться будем или нет?

13 апреля 2014, 16:29

Персоны

На уходящей неделе Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина объявил конкурс на архитектурную концепцию развития музея и музейного городка. Ранее знаменитый архитектор Норман Фостер отказался от участия в проекте реконструкции музея, и возникла необходимость проведения нового конкурса. В целом концепция не изменилась, однако теперь участие принимают исключительно российские архитектурные бюро. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с генеральным директором музея Мариной Лошак в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. На этой неделе объявлен конкурс на архитектурное решение Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. И я с удовольствием приветствую в студии "Вестей ФМ" генерального директора музея Марину Лошак. Здравствуйте.

Лошак: Здравствуйте.

Заславский: Скажите мне, пожалуйста, вот меня в этой истории, с одной стороны, радует то, что наконец-то это принимается, и то, что, в общем-то, не так уж сильно долго задерживается само окончание работ. Предполагалось в 2018, и ясно уже было, что в 2018 оно не может из-за многочисленных, точно так же отложенных вот этих вот начал. Сейчас это 2020 год. В этой ситуации меня немножко смущает то, что в истории с Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина речь идет, как я вот прочитал в публикациях, о том, что это могут быть только наши архитекторы. Почему так? Если так долго шла работа, почему нельзя было сделать все-таки... и я тут же начинаю перебивать сам себя. Предполагаю, что если, например, предложили бы кому-то из известных наших меценатов оплатить такой конкурс, наверняка желающие бы тоже нашлись, если речь бы шла именно о каких-то архитектурных знаменитостях. И даже то, что несколько таких проектов в последние годы у нас не задались - и с "Мариинкой", и были другие случаи, и с "ВТБ Арена" тоже, ван Эгераат, тоже его фамилия уже не значится, хотя сам проект недавно получил какую-то премию в Каннах престижную. То есть опыт негативный имеется, и тем не менее, все равно хочется, чтобы были и положительные примеры.

Лошак: Очень всего этого хочется. Конкурс был и так оплачен меценатами. Дело не в том, кто в нем участвует, а в самый процедуре конкурса, который очень дорог, и если делать, так сказать, вдолгую, неспеша, неторопливо, опять, в общем, все это дело подробно со всеми, со всеми, со всеми обсуждать. А Пушкинский музей уже свой лимит времени, в общем, исчерпал, у нас нет совершенно времени, а нам нужно делать очень такие осмысленные, осознанные, целенаправленные шаги. С одной стороны. А с другой стороны, мне показалось, что очень правильно, чтобы это был именно отечественный архитектор, поскольку вообще всегда какие-то хорошие и великие архитекторы, современные в том числе, и западные, иностранные тоже когда-то делали свой первый музейный проект. Безусловно, когда сейчас мне говорят, что ну вот люди не делали музейных проектов, а наши архитекторы с вами отечественные, те, кто делали музейные проекты, это Андрей Боков, у нас нет других архитекторов, которые делали музейные проекты. Это так всегда один и тот же архитектор.

Заславский: Да, собственно, вот в Музее личных коллекций вот этот боковой корпус...

Лошак: В том числе и мы, и Юля Свиблова, и "Рабочий и колхозница" - все музеи делал Андрей Боков. Но хочется, чтобы другие архитекторы, на наш взгляд, очень талантливые, очень перспективные, это не мое мнение, я говорила с архитектурным сообществом, с людьми, у которых превосходная репутация, советовалась по поводу тех фамилий, которые предполагала назвать, и все были согласны единодушно, что это те люди, чей вкус, чей взгляд и чьи способности неоспоримы. Поэтому мне кажется, что это правильный шаг. Чем я еще была мотивирована? Ну, безусловно, негативным опытом, который имеется. Не потому, что это случайность, а потому, что в этом есть тоже своя подоплека, она связана с тем, что разные законы, разные нормативные документы, разная ментальность в конце концов, она не позволяет осуществить ту задачу до сих пор (это связано с государственным строительством, безусловно, потому что частное строительство с более развязанными руками, безусловно), осуществить задуманное. И поэтому все эти неудачи, они все запрограммированы в какой-то степени. У нас уже была одна своя неудача, связанная с Норманом Фостером, это тоже была, в общем, не случайность, в этом тоже была цепь, так сказать, не то что недоразумений, но закономерностей даже. И поэтому этот следующий шаг, мне казалось, он должен быть максимально выверен.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация