Картинка

Интервью Фестиваль "Интермузей" – музей в цифровую эпоху

8 июня 2014, 19:30

Персоны

В московском Манеже продолжается фестиваль "Интермузей", одно из ключевых событий Года культуры в России. На нем собрались представители большинства музеев России и стран СНГ, а также главные европейские и американские коллеги, чтобы показать свои достижения и поделиться опытом. Об этом культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с генеральным директором РОСИЗО Земфирой Трегуловой в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский. В Москве, в Большом московском Манеже, проходит выставка "Интермузей", выставка достижений всего российского музейного хозяйства. И в студии "Вестей" приветствую одного из организаторов - генерального директора РОСИЗО Земфиру Трегулову. Добрый день, здравствуйте.

Трегулова: Добрый день.

Заславский: Выставка еще не закончилась. Вот такое определение, как выставка достижения музейного хозяйства, как вам кажется, подходит или нет? Кстати, то, что когда-то это проходило как раз на ВДНХ, было вполне в контексте, что называется, среди когда-то там бывших замечательных самых больших свиней в павильоне "Свиноводство" и достижения космоса в павильоне "Космос", и так далее, и так далее.

Трегулова: Нет, ну действительно ее можно так назвать. Понятно, что это отсылка, конечно же, к ВДНХ или ВВЦ, как это сегодня называется.

Заславский: Уже снова ВДНХ.

Трегулова: Видимо, из-за подготовки "Интермузею" я уже не отслеживала самые последние новости. Но если это и представление достижений отечественного музейного дела, то под определенным углом зрения. Главный девиз фестиваля - музей в цифровую эпоху. Поэтому этот "Интермузей", 16-й по счету, кстати, имеет совершенно новый и иной формат, к которому, наверное, многие не привыкли, и которого, наверное, многие не ожидают. А музеи, их в этот раз рекордное число - 228, представляют не просто свои там издательские программы, образовательные программы. Стенды не похожи вот на те стенды, которые были раньше и на ВДНХ, и ЦДХ. Музеи показывают то, что они делают сегодня, используя новые технологии, цифровые технологии, мультимедийные технологии, причем в самых различных сферах музейного дела - от оцифровки и создания баз данных, что очень важно на самом деле в России, до использования современных эффектных средств представления того или иного материала, той или иной темы в постоянных экспозициях и во временных выставках. Поэтому первое - это будет представление музеями своих достижений в цифровом виртуальном мультимедийном формате.

Другое нововведение. Впервые эта выставка проходит в таком центральном, таком значимом месте, как Центральный или Большой Манеж в самом центре Москвы, рядом с Кремлем, рядом с Историческим музеем, с Красной площадью. Причем, экспозиция расположена не только на основном уровне Манеж, но и на минус втором уровне, то есть занят весь Манеж целиком. Впервые экспозиция застраивается по единому архитектурному проекту. Обычно она формировалась, как вы, наверное, помните, с помощью такого конструктора из модульных выставочных конструкций, которые, в общем, используются и на художественных выставках, и на промышленных выставках, ну на любых выставках. Сегодня это не так. И мне кажется, что архитекторам, которые работали над этим проектом, удалось создать впечатляющий и современный образ, который вот был насыщен музеями, их проектами и специальными экспозициями, о которых я расскажу несколько попозже. Важнейшее нововведение, и я очень это подчеркиваю, первый раз за всю историю "Интермузея" участие в нем музеев абсолютное бесплатное. То есть музеи не только не делают никаких регистрационных взносов, они не платят за аренду выставочного пространства, они не платят за стройку этого выставочного пространства. Более того, они получают выставочную площадку, которая оборудована сложными дорогостоящими мультимедийными технологиями.

Заславский: Наверное, именно этим собственно и объясняется то, что так много участников. Потому что, наверное, для каких-нибудь профессиональных музеев этот вступительный взнос был, в общем, довольно существенным и серьезным препятствием, да.

Трегулова: Довольно сложным, довольно сложным. И я помню, когда я работала в музеях Кремля, в общем, на "Интермузей" тратились какие-то вполне ощутимые средства, потому что хотелось же, конечно, выглядеть достойно и все-таки сделать какую-то оригинальную застройку в рамках вот этого модульного выставочного конструктора. И я думаю, что именно этим, вот самим фактом бесплатного участия, и объясняется абсолютное рекордное количество участников - это 228 музеев из самых различных регионов страны.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация