Медвежий угол Чем опасна реабилитация Власова
Персоны
Ведущие - Андрей Медведев, Сергей Корнеевский.
Гость: политический обозреватель, тележурналист, автор документального фильма "Биохимия предательства" Константин Сёмин.
Медведев: Просто о Власове говорить бессмысленно, скорее, нужно говорить о власовщине как о явлении, о предательстве как о явлении, и именно поэтому в студии появился Константин Сёмин, которого я позвал, автор документального фильма "Биохимия предательства", который в своё время в наших либеральных кругах вызвал изрядное раздражение. И вот вопрос к тебе, Костя. Скажи, как тебе кажется, ты когда фильм делал, с какого момента у нас в истории - это было во времена СССР или это уже было во времена российской независимости, после 91 года, когда начали оправдывать Власова? Когда появилась вот эта схема: "да, конечно, он предатель, но..."?
Сёмин: Вообще, Власов в официальных, литературных документах, если так можно выразиться, и в кино, и в массовой культуре в советское время практически не появлялся. В фильме "Освобождение" Озерова есть одна лишь сцена - это не реальная сцена, а ход режиссёра – где якобы смотрят друг на друга Власов и сын Сталина, попавший в плен, Яков Джугашвили. Больше упоминаний о нём… Может быть, они и были, но они были совершенно фрагментарными, и в том, что называется сегодня мейнстримом, роль Власова никак не отражалась. А вот после 91 года - да, как плотину прорвало, и постепенно переосмыслилось всё. Оказалось, что мы ничего не знали о своей истории. Те, кто были героями, на самом деле не герои, а те, кого считали предателями… Вообще же, люди, имевшие несчастье получить при рождении фамилию Власов, очень часто подвергались не прямой, но всё-таки дискриминации, потому что ассоциация моментально возникала. Вот. Оказалось, что нет, он не предатель, а герой, всё не так, всё неверно. Появились в огромном количестве разоблачительные публикации, появились книги, раскрывающие правду, раскрывающие нам глаза на правду, который мы не знали, и, конечно, этот рубеж – 90-е годы.
Медведев: А вообще это всё-таки чья роль больше была во всём этом, так сказать, разоблачении и в этом новом видении истории? Кто больше играл роль - какие-то западные фонды, которые печатали здесь учебники, типа Фонда Сороса, или всё-таки наши, свои? Свои десталинизаторы?
Сёмин: То, что происходило в конце 80-х и в 90-е, вообще, я думаю, рациональному осмыслению, изучению поддаётся с трудом. Очень трудно понять, кто здесь сработал, кто кому перечислял деньги. Потому что Россия внезапно распахнула все двери, Советский Союз и потом Россия открыла все окна для всех, и, конечно, это был такой… такая была единая попытка представить истину, которая нам была неизвестна, и со стороны так называемой независимой прессы, и со стороны огромного количества историков, которые, в общем-то, и исторического образования порой не имели, но ощущали себя историками и считали себя вправе об этом рассуждать. Поэтому заговорили все. Заговорили сотни голосов одновременно, самиздат, естественно, очень большую роль в этом сыграл. Поэтому отследить здесь чью-то волосатую руку и сказать, что вот именно она нажала на кнопку, и началась реабилитация Власова, нельзя.
Также в программе:
Русская служба BBC удалила пост в Twitter, в котором памятник "Воин-освободитель" в Берлине был назван "могилой неизвестного насильника", и соответствующую подпись к фотографии на своем сайте и принесла извинения. При этом материал о якобы имевших место "массовых изнасилованиях" немецких женщин с сайта BBC удален не был.
Между тем есть масса исторических документов, и их подлинность доказана, свидетельствующие о зверствах немецких солдат - как они сгоняли всех жителей деревни в один дом, а затем поджигали его; насиловали, и потом жестоко убивали женщин. Они не щадили ни детей, ни стариков...
Полностью слушайте в аудиоверсии.