Медвежий угол На Церкви сказались политические процессы
Персоны
О церковном расколе XVII века на Руси Андрею Медведеву, Сергею Корнеевскому, Марии Фроловой и слушателям "Вестей ФМ" рассказывает историк Евгений Спицын.
СПИЦЫН: Надо же прекрасно понимать, что и в раннем, и в среднем и уже в позднем Средневековье сознание большинства населения, подавляющего большинства населения, оно было всё-таки религиозным. Даже какие-то передовые идеи, например, той же Реформации европейской, они облачались в тот период именно в религиозные одежды. Та же вот реформация, например, Лютера в Германии, те же кальвинисты, например, в Швейцарии и так далее и так далее. У нас довольно часто путают раскол вот с этой реформационной волной. Кстати, в своё время вышла работа профессора Глинчиковой, которая пыталась представить Аввакума и его сторонников некими такими представителями вот этого реформационного течения. Но я думаю, что она здесь шибко заблуждается, потому что протопоп Аввакум, как и все его идейные сторонники, они-то как раз выступали не с позиции реформации Церкви, а с позиции сохранения изначальных истоков этой Церкви, то есть изначального того самого православия, которое, собственно говоря…
Так вот, понятно, что за весь период существования Церкви там постоянно шла и идейная и политическая борьба, потому что Церковь неизбежно была вовлечена в том числе и в политические процессы. Достаточно вспомнить борьбу тех же нестяжателей и иосифлян, достаточно вспомнить борьбу с ересью жидовствующих при Иване III и позднее. Понятно, что и XVII век стал вот таким периодом острой идейной борьбы, которая была помножена в том числе и на политическую борьбу.
Ну, обычно историки делятся как бы в оценке того, что произошло в середине XVII века. Некоторые считают, что вот этот кризис, духовный кризис, который возник в середине XVII века, он начал такой глобальный историософский характер, то есть якобы наступил кризис старой вот этой вот изоляционистской концепции: Москва – Третий Рим, и что раскол стал попыткой выхода из этого самого кризиса.
МЕДВЕДЕВ: То есть некое политическое обновление Церкви.
СПИЦЫН: Ну, в том числе. Да-да-да. А другие говорят, что нет. Что, в общем-то, вот этот кризис духовный носил сугубо такой утилитарный характер, что речь шла о том, что надо было просто привести в чувство, что называется, приходское монашествующее духовенство, в котором укоренились, в общем-то, не очень хорошие пороки, что надо было привести к единому знаменателю церковные обряды, церковные службы.
МЕДВЕДЕВ: А они разные были?
СПИЦЫН: Нет, ну, понятно, что страна уже была большая, понятно, что книгопечатание тогда всё-таки было распространено не так, как в последующие годы. Многие книги по-прежнему были рукописными, что в процессе переписки этих книг неизбежно возникали ошибки, и так далее и так далее. И вот сторонники подобного рода подхода, в общем-то, каким-то образом образовали вокруг тогда ещё совсем молодого государя Алексея Михайловича некий "кружок ревнителей благочестия", членами которого традиционно считаются несколько ярких персонажей из его ближайшего окружения.
Полностью слушайте в аудиоверсии.