Картинка

Медвежий угол Проблемы солнечных детей

23 октября 2015, 20:05

Персоны

Как вы отнесётесь к тому, что в одном классе с вашим ребёнком будет учиться ребёнок с синдромом Дауна? Эту и другие темы в эфире радио "Вести ФМ"  Андрей Медведев, Сергей Корнеевский и Мария Фролова обсуждают с психологом и координатором семейной поддержки благотворительного фонда DownsideUp Аллой Киртоки и со слушателями.

Медведев: Сегодня мы поговорим на тему, наверно, всем близкую, многим близкую. Скажем так, нас часто наши слушатели спрашивают и, в общем, спрашивают довольно справедливо. Пишут нам: ребят, в общем, очень хорошо, что вы поднимаете какие-то темы, но когда мы от разговоров перейдём к делу? Ну, это наверно, когда мы говорим о каких-то вещах - о патриотизме, о политике. Вот сегодня давайте мы попробуем поговорить о той ситуации, где каждый из нас может, в общем, прям сейчас взять и перейти к делу. От слов к делу, и изменить что-то в себе, чтоб изменить что-то вокруг себя. А именно, речь пойдёт об отношении общества к людям и особенно детям с особыми потребностями и с особенностями развития. Правильно, Алла, наверно, так правильно сформулировать?

Киртоки: Ну, можно сказать, да - с особенностями рождения, с особенностями развития.

Медведев: Да. Ситуация, которая нас навела на эту тему, выглядит так. Мы её не будем обсуждать долго, просто объясню. Значит, интернет на этой неделе был взбудоражен такой историей, которая случилась в одной из школ. Якобы всё выглядело так. Дочка учительницы одного из классов, 7-летняя девочка, у неё синдром Дауна, и её матушка - преподаватель этой школы - её брала с собой на работу. Она была с мамой в классе, пока мама преподавала, вроде бы они никому не мешала. Потом получилось, что класс, который эта учительница ведёт, фотографировался, и сделали фотоальбом, а когда фотоальбом сделали, то якобы часть родителей попросили поменять им фотографии, поменять им фотоальбом, потому что попала туда и дочь учительницы, вот эта девочка с синдромом Дауна. Я дальше не буду вникать в эту историю, потому многое неясно. Естиь позиция одних родителей, есть позиция других родителей. Одни подтверждают, что да - именно так всё и было, другие не подтверждают, говорят, что нет, в общем, никакого раздражения ни у кого этот особенный ребенок не вызывал. Но, тем не менее, очень показательно, как интернет-сообщество, да и не только интернет-сообщество, как все быстро поверили, что такое может быть. Что ребенок, имеющий определённые особенности может вызвать отторжение.

Я в связи с этим наверное задам сразу вопрос нашим слушателям. Если можно. Честно, пожалуйста, ответьте. Вы готовы, что в вашем классе, где учится ваш ребенок, например, или знакомые ваши дети, может быть племянник, чтобы туда пришёл ребенок с какими-то особенностями развития и учился вместе с ними, с обычными детьми? Вот об инклюзивном образовании спрошу наших слушателей. Готовы ли вы, чтобы пришёл в класс ребенок, например, с синдромом Дауна, или с детским церебральным параличом, слабовидящий ребенок, какой угодно, то есть какой-то ребенок с особыми потребностями, чтобы он учился вместе? Или наоборот, всё-таки такие дети нуждаются в каком-то специальном обучении, в каких-то специальных заведениях, и нечего им с обычными детьми время проводить? Алла, я хотел сразу вас спросить, вообще, родители особых детей... Вы же в фонде 15 лет уже работаете?

Киртоки: Да.

Медведев: И сам фонд существует 17.

Киртоки: Да.

Медведев: Вы занимаетесь детьми с синдромом Дауна, правильно?

Киртоки: Я в основном занимаюсь родителями, но детьми постольку, поскольку, тоже. Семьями, так скажем, в том числе братьями и сёстрами.

Медведев: Братьями и сёстрами. А родители что рассказывают, часто им приходится сталкиваться с ситуацией, когда их не принимают, их детей не принимают? Или всё-таки ситуация чуть-чуть меняется?

Киртоки: Ну, ситуация не чуть-чуть, ситуация сильно меняется и бурно меняется в последнее время. Вообще очень пёстрая картинка, имею в виду то, что у нас вообще плохо со стандартами плохого или хорошего в стране. У нас всё очень сильно зависит от каких-то местных моментов. Конечно в Москве сейчас эта ситуация достаточно благоприятная для родителей, потому что подавляющее большинство родителей, если не сказать там 99,9, имеют возможность устройства в детское дошкольное учреждение детей. Нет проблем с устройством в школу ребенка. Другое дело, что выбор школы - это отдельная история, это не то, что там в каждую первую достаточно прийти и подать документы. Да, в общем, приходится поработать и понять, в какую школу ребенка можно определить. Но, тем не менее, ситуация довольно-таки благополучная. Чуть дальше от Москвы уже ситуация сильно разнится. Это могут быть как хорошие истории, так и нет.

Медведев: Вообще бывает такое, что говорят: "Нам не нужно такого ребенка в школу".

Киртоки: Да, конечно. Особенно если звонить в школу, например, и сначала предварить вопросом: "Синдром Дауна. Возьмёте ли вы ребенка?". Другое дело взять ребенка за руку, прийти вместе с ним, сказать: "здравствуйте! Вот хочу своего Петю к вам в школу определить", - и конечно, если Петя в это время демонстрирует совершенно обычное поведение, то, естественно, не сразу приходит в голову спросить о его диагнозе. Вообще это всегда шаг навстречу друг другу.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Медвежий угол. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация