Медвежий угол Единство народа - наша визитная карточка
Персоны
День народного единства: что это за праздник? Понимаем ли мы суть этой даты? Нужно ли вообще нам единство? Этот и другие вопросы Андрей Медведев, Мария Фролова и Сергей Корнеевский обсуждают в эфире радио "Вести ФМ" с кандидатом исторических наук Павлом Кузенковым.
Медведев: Поговорим мы про праздник, про День народного единства, который мы отмечали на этой неделе. Сразу задам нашим слушателям вопрос. Как вам кажется, нам вообще такой праздник нужен - День народного единства? И понимаем ли мы, что мы отмечаем? И вообще, может быть, не нужно нам никакого единства, потому что, может быть, нам действительно разделиться? Нас же пытаются убедить. Одни прогрессивные политики говорят нам: "Хватит кормить Кавказ". Другие не менее прогрессивные политики начинают объяснять, что и Сибирь сама проживёт. Третьи начинают говорить, что, оказывается, вся страна кормит одну Москву.
Корнеевский: Мы сейчас, этот вопрос задавая, не попадаем под статью?
Медведев: Не знаю. Под какую статью? Мы обсуждаем. Я просто цитирую...
Корнеевский: Я могу поискать, под какую статью мы сейчас...
Медведев: Это 282 - "Разжигание розни". И тем не менее, если это не попадает под статью в другом публичном пространстве (на других радиостанциях, на прогрессивных телеканалах, в прогрессивных газетах), значит, наверное, нет в этом никакой крамолы. Если это обсуждается. Всерьёз обсуждается.
Так вот, вопрос. Нужно ли нам праздновать День народного единства? Нужно ли вообще нам единство? А, собственно, по поводу того, понимаем ли мы, что мы отмечаем, у меня так полное ощущение, что нет. Потому что всю минувшую неделю я от разных людей (в том числе от государственных деятелей) слышал, что вся суть праздника сводится к тому, что в 1612 году из Москвы изгнали польских интервентов. В общем, в этом весь праздник и состоит. Особенно на это напирали прогрессивные либеральные деятели, подчёркивая, что вообще-то на таком конфронтационном фундаменте построить ничего невозможно.
Павел, а вообще, почему тебе, как историку, кажется, что кто-то неумышленно, по незнанию, а кто-то умышленно пытается свести всю суть праздника к тому, что из Кремля изгнали польских интервентов. Хотя на самом деле там уже сидела небольшая кучка польских наёмников. Почему пытаются подлинную суть событий 1612 года как-то размыть за этим маленьким эпизодом?
Кузенков: Конечно, тут есть момент и просто элементарного незнания. Потому что, действительно, те схемы, которые преподносятся иногда даже и в учебниках, упрощают ситуацию. Но тут есть ещё одна проблема. Вообще, у России очень специфическая история. И это понятие народного единства (заметь - не национального, а именно народного) - это вообще наша такая визитная карточка. Она не свойственна именно в таком виде другим народам. Поэтому гораздо проще эту проблему трактовать в таком ключе: изгнали захватчиков.
А если мы всмотримся, что же произошло на самом деле, мы увидим, что поляки-то до Москвы так и не добрались. И те, кто сидели в Кремле, - это был своего рода такой передовой отряд, призванный самими боярами. Передовой отряд королевича Владислава, как бы избранного боярством на московский престол. Русского царя.
Корнеевский: Кстати, он очень много правил-то де-юре.
Кузенков: Де-юре да.
Корнеевский: Десятки лет.
Кузенков: Он пытался лично Москву, так сказать, взять. Как русский. Правда, царём-то они его так и не признали, но Великий князь Московский он титуловался. И ещё писал письма в Москву хамские: "Как поживает мой холоп Мишка Романов, который целовал мне крест?" Потому что юный Михаил Романов в это время как раз сидел в этом самом Кремле вместе с оккупантами, фактически в плену, в заложниках, как и большинство московских бояр. Так вот, проблема-то заключалась в том, что это была никакая не интервенция в нашем современном смысле слова. А это была типичная, кстати говоря, для русских изломов ситуация распада государственного ядра.
Полностью слушайте в аудиоверсии.