От трёх до пяти Мы несём в себе гены неандертальцев и денисовских людей
Персоны
Как развивалась история с точки зрения сегодняшней науки на ранних стадиях формирования человечества? Эту тему в эфире "Вестей ФМ" Евгений Сатановский и Сергей Корнеевский обсуждают с палеоантропологом Марией Добровольской.
Сатановский: Мы собрались сегодня говорить о том, что происходило, вообще, в ранний период человечества, истории человечества, с тем, что это человечество собой представляло. Потому что сейчас тут меняется, похоже, последние несколько лет вот всё, что можно было только заменить. Мы примитивно знали, когда в школе учились: вот были те и эти, и они вымерли, а вот потом были неандертальцы...
Добровольская: Да, все друг за другом.
Сатановский: ... А вот они не вымерли, и это мы. А на самом деле как было?
Добровольская: Знаете, действительно, в каком-то смысле вот эта шуточка перестроечного времени, что у нас страна с непредсказуемым прошлым, кажется, обретает совершенно реальные черты в том смысле, что прежде всего именно на территории, казалось бы, в общем, далёкой от прародины человечества, в Северной Евразии год за годом происходят некоторые открытия, которые действительно меняют наше представление о том, кто такие люди, насколько человек, живущий сегодня, в смысле Хомо Сапиенс сегодняшний, есть что-то отдельное или он всё-таки часть того самого огромного человеческого древнего ствола, и он несёт в себе части того человечества, которое прежде нам казалось совершенно утраченным. Те самые неандертальцы, питекантропы и все такие прочие создания, которые раньше, как нас учили, да, действительно, они вымирали, а на смену им приходили другие. И вот эта стадиальная концепция, которая предполагала некий такой порядок: один пришёл, отработал, ушёл, другой пришёл ему на смену.
Сатановский: Потом вымер просто. Нет его.
Добровольская: Оказалось, что совершенно не так. Что, по сути дела, прежде всего конечно генетика, палеогенетика и такое новое её направление, как палеогеномика, показывает, что мы сегодня несём гены самых разных ископаемых форм. Причём разные части человечества получили эти гены в разных количествах. В ком-то больше неандертальцев, в каких-то районах, в ком-то больше, например, ровесников и чуть более старших двоюродных братьев неандертальцев - денисовских людей, но всё это вошло небольшими компонентами в геном современного человечества.
Сатановский: А маленькое уточнение. Вот вроде бы те, кого мы называем "хоббитами", не без юмора, с острова Флорес, что-то генетическое нашлось или пока нет? Жили же одновременно с современным человеком.
Добровольская: Да, это потрясающий совершенно сюжет, конечно, о "хоббитах" с острова Флорес, которых уже, по-моему, на сегодняшний день не меньше четырёх индивидов найдено.
Сатановский: Что много.
Добровольская: Очень много! Потому что когда сначала одного нашли, очень долго были ещё диспуты: может быть, это кто-то такой глубоко нездоровый, с какими-то гормональными отклонениями, тем более что очень маленьких людей в Юго-Восточной Азии больше, пожалуй, чем где-нибудь ещё в мире.
Сатановский: Карликовый дворецкий из анекдота.
Добровольская: Но когда уже появились и другие индивиды точно такого же облика, то, в общем, гипотезах о том, что всё-таки это группа ископаемая, утвердилась. И потрясающие же датировки - они где-то там 16 тысяч, 14 тысяч лет тому назад, то есть, по сути дела, это сегодняшний день, это не эволюционный возраст.
Корнеевский: То есть они жили одновременно с нами.
Добровольская: Да.
Полностью слушайте в аудиоверсии.