Картинка

Служебный вход Для величия на сцене "Борису Годунову" не хватило мелодрамы

30 апреля 2016, 21:05

Персоны

Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о пьесе "Борис Годунов" с театроведом Ольгой Галаховой в программе "Служебный вход" на радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, здравствуйте. И сегодняшняя программа "Служебный вход", она посвящена пушкинской пьесе "Борис Годунов". Таким образом, немножко галопом по Европам, но тем не менее, я думаю, что в конце концов какую-то такую картину истории русского театра сложить удастся, как некую мозаику или пазл. И сегодня мой гость - это историк театра, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения Ольга Галахова. Ольга, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".

Галахова: Спасибо.

Заславский: И я  какой-то момент сформулировал для себя, что такое вообще великая пьеса. Это пьеса, которая была проверена  и доказано ее величие великими спектаклями. И в этом смысле из какого-то более или менее близкого нам времени, мне кажется, что можно считать великим драматургами, а их пьесы великими, это Виктора Сергеевича Розова, чья пьеса "Вечно живые" стала основой для спектакля и для рождения вообще "Современника", и Виктор Славкин, чья пьеса "Серсо" тоже стала поводом к великому спектаклю Анатолия Александровича Васильева. Пьеса "Борис Годунов" считается всеми одинаково и абсолютно единогласно великой, и тем не менее я вот решил начать именно с этого. Видели ли вы хоть раз спектакль "Борис Годунов", который бы вот вы могли бы сказать, что он, ну я не знаю, великим, выдающимся или каким-то еще?

Галахова: Я боюсь всегда давать определения "великие" и "выдающиеся", но могу сказать, что один спектакль по пьесе, по народной трагедии "Борис Годунов", который меня убедил, я видела. Это спектакль Деклана Доннеллана, как ни странно. А что касается сценической судьбы в драматическом театре, то она действительно небогата. Но, Гриша, она, эта судьба, перенеслась, я бы сказала, в музыкальные театры. И я думаю, что если бы здесь был кто-то от цеха музыкальной критики, то "Борис Годунов" на музыкальной сцене - это тоже интересно. Почему? Сценическая судьба оперы Мусоргского, она очень богата. А в драматическом театре действительно мало выдающихся спектаклей. Там, мне кажется... однажды на одном семинаре один драматург высказался довольно радикально, но сказал, что та пьеса, в которой нет мелодрамы, не может иметь богатую сценическую судьбу".

Заславский: Интересно.

Галахова: И действительно, ведь там тип конфликта в "Борисе Годунове", он не открытый. Самозванец и Годунов - они ни разу не встречаются, эта судьба развивается параллельная. А любовная история Мнишек и Гришки, значит, она тоже развивается, так сказать, в рамках нескольких эпизодов.

Заславский: И Пушкин, который в других ситуациях позволял себе довольно смелые какие-то допущения - взял и заставил Сальери убить бедного Моцарта, здесь он почему-то не встретил Отрепьева с Годуновым, а то бы они, конечно, хорошо бы сошлись бы в каком-то поединке. А там, значит, получается, что не хватило?

Галахова: Мелодрамы, назовем так.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Служебный вход. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация