Служебный вход Для величия на сцене "Борису Годунову" не хватило мелодрамы
Персоны
Культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал о пьесе "Борис Годунов" с театроведом Ольгой Галаховой в программе "Служебный вход" на радио "Вести ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, здравствуйте. И сегодняшняя программа
"Служебный вход", она посвящена пушкинской пьесе "Борис
Годунов". Таким образом, немножко галопом по Европам, но тем не менее, я
думаю, что в конце концов какую-то такую картину истории русского театра
сложить удастся, как некую мозаику или пазл. И сегодня мой гость - это историк
театра, театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения Ольга
Галахова. Ольга, приветствую вас в студии "Вестей ФМ".
Галахова: Спасибо.
Заславский: И я какой-то момент
сформулировал для себя, что такое вообще великая пьеса. Это пьеса, которая была
проверена и доказано ее величие великими спектаклями. И в этом смысле из
какого-то более или менее близкого нам времени, мне кажется, что можно считать
великим драматургами, а их пьесы великими, это Виктора Сергеевича Розова, чья
пьеса "Вечно живые" стала основой для спектакля и для рождения вообще
"Современника", и Виктор Славкин, чья пьеса "Серсо" тоже
стала поводом к великому спектаклю Анатолия Александровича Васильева. Пьеса
"Борис Годунов" считается всеми одинаково и абсолютно единогласно
великой, и тем не менее я вот решил начать именно с этого. Видели ли вы хоть
раз спектакль "Борис Годунов", который бы вот вы могли бы сказать,
что он, ну я не знаю, великим, выдающимся или каким-то еще?
Галахова: Я боюсь всегда давать
определения "великие" и "выдающиеся", но могу сказать, что
один спектакль по пьесе, по народной трагедии "Борис Годунов",
который меня убедил, я видела. Это спектакль Деклана Доннеллана, как ни
странно. А что касается сценической судьбы в драматическом театре, то она действительно
небогата. Но, Гриша, она, эта судьба, перенеслась, я бы сказала, в музыкальные
театры. И я думаю, что если бы здесь был кто-то от цеха музыкальной критики, то
"Борис Годунов" на музыкальной сцене - это тоже интересно. Почему?
Сценическая судьба оперы Мусоргского, она очень богата. А в драматическом
театре действительно мало выдающихся спектаклей. Там, мне кажется... однажды на
одном семинаре один драматург высказался довольно радикально, но сказал, что та
пьеса, в которой нет мелодрамы, не может иметь богатую сценическую
судьбу".
Заславский: Интересно.
Галахова: И действительно, ведь там тип
конфликта в "Борисе Годунове", он не открытый. Самозванец и Годунов -
они ни разу не встречаются, эта судьба развивается параллельная. А любовная
история Мнишек и Гришки, значит, она тоже развивается, так сказать, в рамках
нескольких эпизодов.
Заславский: И Пушкин, который в других
ситуациях позволял себе довольно смелые какие-то допущения - взял и заставил
Сальери убить бедного Моцарта, здесь он почему-то не встретил Отрепьева с
Годуновым, а то бы они, конечно, хорошо бы сошлись бы в каком-то поединке. А
там, значит, получается, что не хватило?
Галахова:
Мелодрамы, назовем так.
Полностью слушайте в аудиоверсии.