Интервью Условия в наших СИЗО фактически пыточные
Персоны
Ситуация с переполненными столичными СИЗО. Законопроект, расширяющий применение судов присяжных. Гость - Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Ведущая "Вестей ФМ" - Ольга Подолян.
Подолян: Давайте начнём с ситуации в столичных СИЗО, потому что накануне, до праздников, было большое количество сообщений о том, что ситуация крайне напряжённая. В Общественной наблюдательной комиссии заявляли, что она значительно ухудшилась за последнее время. Речь идёт о том, что в камеры помещают чуть ли не на 13-15 человек свыше нормы. Как ситуация выглядит на самом деле? Что происходит? Как эту проблему можно решать?
Крашенинников: ситуация действительно не очень хорошая, особенно в крупных городах. Дело в том, что мы в своё время взяли европейский стандарт. Он заключается в том, что должно быть 4 метра на одного человека. Соответственно, если в небольших городах это более-менее соблюдается, то в крупных городах, конечно, это себе позволить не можем. И с этой точки зрения перегруз огромный.
Я просто хочу напомнить, что у нас значительное число следственных изоляторов построено ещё в XVII, XVIII, XIX веках. И новых изоляторов у нас считаное количество. Давайте вспомним столицы. Например, в Москве, или в Петербурге знаменитые "Кресты", или в Екатеринбурге. Там тоже он ещё построен буквой "Е" в честь Екатерины. Конечно, эти крупные остроги не выдерживают никакой критики. И с этой точки зрения мы обществу задолжали. Эти стандарты соблюдаются в небольших городах (100, 500 тысяч), а в крупных городах это, конечно, нереально. Мы понимаем, что этот долг отдавать обществу нужно, но во время кризиса всё это достаточно сложно.
Хочу сказать, что в 80-е, в 90-е практически вообще ничего не строилось. И всё в таком запущенном состоянии. Конечно, особенно летом в них находиться достаточно тяжело, и неоднократно пребывание в следственных изоляторах наши коллеги из Европейского парламента признавали фактически пыточными. Потому что в столичных изоляторах даже спичка не зажигается, особенно летом.
Подолян: То есть речь может идти о том, что в камерах содержится по 54 человека, когда предусмотрено 41 спальное место. Это та информация, которую я нашла.
Крашенинников: Понимаете, у нас история такая, что в отличие от многих стран у нас не может быть очередей. У нас если мера пресечения берётся под стражу, то человека сразу туда, и вперёд. И в данном случае суд принимает решение. Может быть, это и неплохо. Но он не смотрит, какое там количество. Он принимает соответствующее решение на основании всех данных, которые у него есть, и, соответственно, такая история происходит.
Просто могу сказать, что в Европе, например, если не тяжкое и не особо тяжкое преступление, но мера пресечения - взятие под стражу, они смотрят на то, как заполнено, где заполнено, и может иногда даже быть отсрочка. У нас, кстати, до революции тоже так было.
Подолян: Скажите, а домашний арест не выход в сложившейся ситуации?
Крашенинников: Конечно, выход. Я вообще считаю, что если человек не опасен, конечно, нужно больше применять домашний арест. И не только по VIP-персонам, которых показывают по телевизору постоянно. Но здесь есть несколько несправедливых моментов, которые, на мой взгляд, надо учитывать. Я как законодатель такие законопроекты вносил уже не один раз. Речь идёт о том, что сейчас, если человек находится под домашним арестом либо в следственном изоляторе, потом при получении приговора ему день домашнего ареста и день СИЗО засчитывается как день нахождения в соответствующей зоне, чтобы все режимы не перечислять.
Подолян: Плюсуется к сроку.
Крашенинников: Да. Это несправедливо. Одно дело - сидеть в следственном изоляторе, другое дело - дома.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью