Железная логика Меркель говорит намёками
Персоны
Годовщина кельнских событий в Германии: как изменилась миграционная политика страны за год? Об этом Сергей Михеев и Сергей Корнеевский беседуют в эфире "Вестей ФМ" с заместителем руководителя Центра германских исследований Института Европы РАН Екатериной Тимошенковой.
Корнеевский: Говорят, Меркель "переобулась в воздухе" недавно, когда она начала высказываться по поводу ношения бурки или паранджи?
Тимошенкова: Хорошее сравнение - "переобулась в воздухе"! Неожиданно! Находка такая, чтобы сравнить ее выступление на съезде, который очень ждали. Этот съезд состоялся в Эссене во вторник и среду.
Корнеевский: Там, где ей аплодировали 11 минут.
Тимошенкова: Это рекорд для Ангелы Меркель. Несмотря на то, что ей аплодировали 11 минут, тем не менее, ее переизбрали председателем партии с довольно плохим для нее результатом - 89,5 процента, а когда-то она получала 97 процентов. Получается, что длительность аплодисментов не зависит от того, как ее поддерживает партия. Тем не менее, это высокий показатель, это гораздо выше, чем у социал-демократов, у того же Зигмара Габриэля, который когда-то избирался. Опять же, Ангела Меркель подтвердила, что она будет председателем своей партии, и то, что она будет выдвигаться на четвертый срок в качестве канцлера Германии. Более того, на этом съезде она обозначила основные намеки своей будущей избирательной концепции, и обрадовала многих избирателей, подтвердив, что она берет курс на ужесточение в отношении мигрантов.
Михеев: У нее другого выбора, мне кажется, просто не было. Я вообще удивлялся ее упорству в оправдании своей собственной, совершенно провальной, политики в сфере миграции, но, видимо, рейтинги ее заставили переменить мнение.
Тимошенкова: Рейтинги, поражение партии на земельных выборах, большая критика со стороны, прежде всего, Хорста Зеехофера, и понимание того, что, естественно, она не выиграет выборы, если она вынужденно не изменит свою политику. Тем не менее, Ангела Меркель заявила, что 2015 год, когда прибыло огромное количество беженцев, станет историческим годом, которым Германия будет гордиться, так как она сумеет преодолеть все вызовы, связанные с огромным притоком мигрантов. Она не говорила свою знаменитую фразу: "Мы справимся!" - но, тем не менее, она сказала, что это предложение считает оправданным. То есть, Германия справится с этими вызовами. Но при этом она сказала, что ситуация 2015 года не может, не должна и не имеет права повториться еще раз. За это ей аплодировали очень долго и упорно.
Михеев: Это же довольно странная позиция! Получается, что она, не признавая прямо свои недостатки, сказала, что "вот так плохо, как я сделала до этого, уже не будет", и из-за этого она сорвала аплодисменты.
Тимошенкова: Хуже, в принципе, уже некуда, поэтому она может делать такое заявление. Но от нее ждали, что она еще раз дистанцируется от своих предыдущих заявлений, что Германия справится и "добро пожаловать" по отношению к мигрантам. И если сравнить ее выступление 19 сентября, когда она после поражения в Берлине ее партии сказала, что она рада была бы повернуть время вспять, и призналась, что правительство не было подготовлено, то эта речь была выдержана в стиле программных заявлений и в стиле самой Меркель. Она сделала много намеков, но не наполнила их конкретным содержанием. Однако ее можно рассматривать как показательную речь Меркель, которая является первым сигналом для начала избирательной кампании.
Более того, Меркель заявила о том, что количество мигрантов, разумеется, должно быть ограничено. Она сказала, что не все, кто прибыл, останутся. Заявление, которое понравилось, естественно, представителям ее партии - заявление о немецком народе, о том, что сам немецкий народ должен определять, кто он такой и как он выглядит, о том, что на территории Германии должно действовать исключительно право страны, то есть основной закон, и никакие законы шариата или общин, никаких параллельных обществ быть не должно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.