Авторские материалы Берлинале-2017: кому достанутся "медведи"
Сегодня на Берлинском кинофестивале пройдут последние конкурсные показы. Завтра поздним вечером будут названы победители. О лидерах и основных претендентах на награды 67-го Берлинале с места событий рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
"Ана, моя любовь" Калина Петера Нетцер, румынского режиссера, получавшего за свою предыдущую работу "Золотого медведя", и "Хорошего вам дня" Лю Цзяня, первая в истории китайская полнометражная анимация в конкурсе Берлинале: последние два конкурсных фильма, премьеры которых состоятся в пятницу.
Завтрашний день – решающий в прямом смысле слова: жюри под руководством выдающегося голландца Пола Верховена должно будет определиться с решением, кому достанутся премиальные "медведи". Пока что можно лишь гадать на кофейной гуще, делая выводы – конечно же, неточные и преждевременные – из рейтингов фильмов-конкурсантов в прессе.
На первом месте с огромным отрывом – меланхолический финский гений Аки Каурисмяки; его социальная и утопическая трагикомедия "Обратная сторона надежды" о злоключениях сирийского мигранта-нелегала в Хельсинки встретила восторженный прием и получила высшие оценки практически ото всех. Учитывая, что современный классик Каурисмяки никогда в жизни не получал золотых фестивальных призов, весьма вероятно, что настала его очередь.
Второй по списку – чилиец Себастьян Лелио с лентой "Фантастическая женщина"; кстати, в ее продюсерах – Марен Аде, главный немецкий режиссер этого года и номинантка "Оскара". Это пронзительная лента о молодой женщине по имени Марина, которая оплакивает внезапную смерть любовника, ради нее бросившего семью. Штука в том, что Марина, как и сыгравшая ее роль Даниела Вега, – транссексуал, а эта картина – едва ли не первая о людях так называемого третьего пола, предназначенная по-настоящему широкой аудитории. Фильм сделан эффектно и тонко, многие вспоминают работы и стиль Педро Альмодовара, хотя такого блестящего чувства юмора у Лелио все же нет.
Наконец, две восточноевропейские картины – обе сделаны женщинами – тоже очевидно привлекли общее внимание и вызвали симпатии. "О теле и душе" постановщицы из Венгрии Илдико Эньеди – задумчивая и медитативная история любви сухорукого немолодого директора мясокомбината и одинокой женщины-инспектора, обладающей патологически точной памятью: им снятся одни и те же сны, в которых они превращаются в пару оленей.
Близкий к этому лирический животнолюбивый пафос – в центре черного триллера "След", показанного в конкурсе ветераном польского кино Агнешкой Холланд. Независимая дама, живущая в деревне со своими двумя собаками, расследует серию таинственных убийств – жертвами становятся исключительно охотники и респектабельные члены общества. Забавная и нарочито аморальная сказка Холланд призывает к милосердию и раздвигает границы привычного жанрового кино: Верховену такое может понравиться. Ждем наград и сюрпризов.