Авторские материалы Дом, милый дом: почему петербургские утки не улетают на юг
Персоны
Каналы и пруды Петергофа облюбовали сотни уток. Пришедшим посмотреть на необычную картину кажется, что на воде и берегах вообще нет свободного места - всё занято птицами. Почему утки не улетели в теплые края, а зимуют в Петербурге и пригородах, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Этой зимой специалисты насчитали на Краснопрудском канале в Петергофе не менее полутора тысяч птиц. Это - самое массовое скопление уток-крякв в городе. Причем, по мнению орнитолога-любителя Константина Домбровского, количество птиц, которые остаются зимовать на северо-западе, год от года увеличивается:
"С каждым годом все больше, в среднем. Потому что были годы, когда их было 150 где-то, потом - около 200, и вот так по чуть-чуть каждый год сейчас повышается".
Почему у уток угас перелетный инстинкт и их перестали манить теплые страны, объясняется просто: из-за теплых зим в городе всегда есть открытая вода и, что самое главное, корм. Так зачем же лететь сотни километров, подвергая себя опасностям, когда все есть дома? По мнению учёного-орнитолога Зоологического института РАН Владимира Храброго, в один прекрасный момент часть уток осенью решила выбрать другую стратегию: никуда не лететь.
"Какая-то пара или несколько птиц остались. И потом последовательно это могло закрепляться. Потому что наличие воды и наличие корма позволяет небольшой части птиц - допустим, в Ленинградской области сегодня, может быть, порядка 10 тысяч остается зимовать. Вот этот процесс, вероятно, можно назвать неким микроэволюционным процессом или даже адаптационным".
Сам процесс адаптации идет последние 30-40 лет, когда утки-кряквы стали активно осваивать городское пространство - реки и каналы, пруды в парках и садах. Сейчас, по приблизительным подсчетам, на зимовку в Петербурге остаётся порядка 6 тысяч птиц. Причем в городе больше всего их можно увидеть на реке Карповке, у Благовещенского, Пантелеймонова и Прачечного мостов. По словам ученого-орнитолога Владимира Храброго, именно там есть выход термальных вод, которые дают уткам пищу:
"Раз термальные воды, то там есть мелкие ракообразные, микроорганизмы, водоросли какие-то. Они этим питаются. Плюс подкормка помогает им жить".
А главная подкормка - это хлеб, которым горожане и туристы любят кормить уток. Птицы к этому быстро привыкают и берут пищу чуть ли не из рук, как, например, на том же облюбованном утками Краснопрудском канале, который питается чистой водой из Ольгинского пруда. По словам орнитолога Владимира Храброго, птицы там чувствуют себя прекрасно: они активны и создают пары.
"Ольгинский пруд населяет масса всяких организмов, которые тоже являются питательной средой, то есть там есть корм. Плюс - обильная подкормка хлебом, размоченным водой. Это как раз тот корм, который им подходит".
Причем к людям птицы уже привыкли и летом выгуливают птенцов прямо на газонах парков, и проявится ли у них перелетный инстинкт - большой вопрос. Причем, по словам орнитолога-любителя Александра Богуславского, иногда зимуют в Петербурге не только утки-кряквы, но и другие, даже редкие, птицы:
"Вот здесь, например, в прошлом году зимовали две свиязи, хохлатые чернети;, чирок-трескунок однажды тоже зимовал 2 зимы. Мандаринка как-то даже была встречена, но, возможно, она просто из зоопарка нашего улетела".
Причем утки-кряквы, зимующие в Петербурге, уже к весне, когда из теплых стран возвращаются их сородичи, захватывают самые лучшие гнездовые участки и самых симпатичных самок. Поэтому вопрос, улетать осенью с берегов Невы или нет, перед ними, похоже, уже не стоит.