Авторские материалы Убийцы на вездеходах: как бороться с моторизованными браконьерами
Персоны
Минприроды хочет ограничить охоту на квадроциклах и снегоходах. Соответствующие изменения в законы должны внести в ближайшее время. Причина - многочисленные сообщения об убийстве животных с использованием мотовездеходной техники. Так, например, в феврале в Тверской области браконьеры загнали лося снегоходом, травмировали его, а затем убили топором. Подобные инциденты происходят в разных регионах. О моторизованных живодерах и борьбе с ними - корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Страшные кадры, которые браконьеры с удовольствием размещают в соцсетях, ничего не боясь. По снежному насту гонятся за несчастным животным, а, догнав его, хладнокровно убивают. У косули не было никаких шансов. Её максимальная скорость - 60 километров час - и то на короткое время и не на снегу. Снегоход в три раза быстрее, говорит владелец салона по продаже мотовездеходов Алексей Абаев.
АБАЕВ: Ну, например, там, где может пробежать зверь, снегоход может развить скорость примерно 150 километров в час. Даже, я думаю, больше - до 180 километров. У зверя однозначно нет никакого шанса убежать.
И не только непосредственно оружием опасны "вездеходчики". Они могут смертельно испугать зверя, констатирует председатель охотничьего женского клуба Елена Горбунова.
ГОРБУНОВА: Эти люди просто ездят развлекаться. То есть пугают животных, преследуют. Ради собственного развлечения. Таких видео на YouTube огромное количество, когда люди - не охотники, просто на снегоходах - загоняют животных, ловят ради развлечения, а после отпускают - типа ничего страшного. Но у животного стресс. И очень часто животное после этого может погибнуть.
И даже без ружей, не соприкасаясь вплотную с лесными обитателями, любители моторизованного экстрима наносят серьезный вред экологии, признает Алексей Абаев.
АБАЕВ: Есть, например, болото, где своя экосистема. Ну, просто там 5-10 квадроциклов, "заряженных" полностью, проезжают по этому болоту. Соответственно, оставляют следы бензина, полностью все там переворачивают. Ну, грубо говоря, колесами они начинают там пахать дно этого болота, тину. Там, наверное, животные все-таки чем-то питаются, рождаются, как-то живут. Я считаю, что это плохо.
Охотничьи форумы полны тревоги - "вездеходчики" выбивают всего зверя. За час они могут покрыть расстояние в сотню квадратных километров. И не пропустят никого. После них вообще ходить по лесу бессмысленно. Притом что моторизованная охота и так запрещена, напоминает Елена Горбунова.
ГОРБУНОВА: Здесь стоит вопрос не столько об ограничениях, это в законе и так четко сказано, сколько об ограничении пребывания данной техники в угодьях. Это должна наша полиция делать, она должна патрулировать. Ведь технику людям до угодий надо довезти на машине. Либо на ней надо доехать. Вот наши полицейские должны спросить, куда человек едет, почему он едет, есть ли у него ружье с собой. Просто усилить проверки.
И эти усиления проверок стоит начать с элементарного требования - показать права на вездеход, призывает Елена Горбунова.
ГОРБУНОВА: У нас 80% людей не имеют прав на управление всей этой техникой. В Ростехнадзоре надо получать права на управление всей этой внедорожной техникой. У нас люди ездят без прав. Значит, проверять права. Это опять-таки вопрос к полиции.
Расплата за противозаконный азарт - уголовное преследование, административный штраф, лишение прав управления и конфискация средств браконьерской охоты. Правда, на то они и браконьеры, что им плевать на законы. Техника у них, как правило, мощная, и егерям с полицейскими за ними, к сожалению, часто не угнаться. Впрочем, и совсем запрещать моторизованное передвижение по лесу тоже нельзя. Этот момент очень беспокоит жителей отдаленных регионов, где мало дорог и где доехать, например, до магазина, больницы или школы можно только на мотовездеходе.