Картинка

Авторские материалы Как обезопасить свои данные в Сети

2 марта 2017, 20:16

Персоны

Мир становится все прозрачнее и прозрачнее. Сейчас на рынке предлагаются специальные компьютерные программы, с помощью которых компании могут получить данные о тех людях, которые заходили на их сайты, в том числе их имена, электронные адреса и даже номера телефонов. В дальнейшем эта информация может быть использована, к примеру, для адресной рекламы. Законно ли собирать и использовать такие данные и можно ли от этого защититься, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
    
К контекстной рекламе давно уже все привыкли. Поисковые системы запоминают ваши запросы и при следующем заходе предлагают товары и услуги, которые могли бы заинтересовать человека. Такая система позволяют размещать рекламу как на страницах с результатами поиска, так и на сайтах, установивших блоки контекстной рекламы на своих страницах.

Новое предложение - так называемая технология генерации клиентов. Она открывает компаниям доступ к именам, электронным адресам и телефонам потенциальных клиентов. Скажем, заходит человек на сайт интернет-магазина, ничего не заказывает, но владелец сайта получает информацию о страницах посетителя в социальных сетях, где, возможно, тот оставил свой адрес или телефон. По словам автора одной из таких программ Никиты Шиянова, все это позволяет компаниям увеличить объем продаж.

"Наша технология - это уникальное маркетинговое решение, которое позволяет любому сайту, любому бизнесу получать от 50 до 1200 дополнительных клиентов за счет того, что наша технология может получать конкретные контактные данные посетителей. Даже тех, кто не оставил заявки".

Пока потенциальный клиент находится на сайте, специальная программа анализирует его социальные сети. Конечно, если человек не указывал там свои контактные данные или же у него вовсе нет собственной странички, ничего не получится. Но, как уверяют создатели таких программ,  значительная часть интернет-пользователей оставляет на своих страницах в социальных сетях электронные адреса или номера мобильных телефонов. То есть они фактически находятся в открытом доступе. Программа лишь связывает посетителя с его страницей, предоставляя эту информацию владельцу сайта.

Насколько законен сбор такой информации и распространение подобных программ? Юристы не дают однозначного ответа. Ведь человек размещает информацию о себе в социальных сетях сам, тем самым давая согласие на ее обработку, поясняет председатель коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Константин Трапаидзе.

"Здесь вопрос - насколько открыто этот человек распространяет информацию о себе. Если он эти данные разместил в социальных сетях, в каких целях используется эта информация? Если в коммерческих целях - и это будет установлено - то это -незаконно. Здесь пограничная ситуация. Законодатель говорит, что сбор такой информации незаконен. Но, с другой стороны, есть добровольное согласие граждан, когда они размещают о себе информацию или заходят на сайт".

Формально производители программ генерации клиентов никакого сбора информации сами не ведут. Этим занимаются владельцы сайтов, использующих такую технологию. И выглядит это как анализ открытых данных, отмечает Константин Трапаидзе. К ответственности здесь привлечь сложно. Конечно, если речь не идет о криминале. 

"Если какой-нибудь предприниматель скажет: "Я этим сам лично занимался и нашел эту информацию в открытом доступе", то к нему даже административные меры воздействия будет сложно применить. Другой вопрос - если это будет какая-то похищенная закрытая база данных. Или аккаунт человека будет взломан. Но и это все подлежит доказыванию".

Кстати, надзорные органы проверяли деятельность компаний, продающих программы генерации клиентов, и никаких нарушений пока не нашли. Невозможно предъявить претензии и к социальным сетям, говорит генеральный директор компании Zecurion, которая занимается информационной безопасностью, Алексей Раевский.

"Если человек сам, грубо говоря, на заборе написал свой домашний адрес, то, наверное, глупо предъявлять претензии, что он не охраняет персональные данные этого человека. Но, с другой стороны, Linkedin у нас в России по этой причине заблокировали. Из-за того, что персональные данные, которые там хранятся, не соответствовали требованиям закона".

Социальная сеть для поиска работы - Linkedin - была заблокирована на территории России в прошлом году за то, что там обрабатывались персональные данные без должного согласия пользователей.

Естественно, персональной информацией могут воспользоваться не только коммерсанты, но и преступники. Чтобы обезопасить себя, нужно либо не оставлять свои настоящие данные, либо попробовать покопаться в настройках, советует Алексей Раевский.

"В принципе во всех браузерах есть режим анонимного доступа. Открывается специальное окно - там все более безопасно. И, наверное, таким образом можно защититься". 

В российском законодательстве нет серьезной ответственности за незаконный сбор, распространение и использование персональных данных.  Строго наказываются только утечки такой информации из госучреждений. Что касается всего остального, то для граждан предусмотрено либо предупреждение, либо штраф в 500 рублей. Компанию же могут оштрафовать максимум на 10 тысяч. 

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация