Авторские материалы "Последствия": попытка поговорить честно о том, о чём другие молчат или лгут

5 апреля 2017, 13:40

В России в широкий прокат выходит американская психологическая драма "Последствия". Она основана на трагической судьбе Виталия Калоева, а главную роль сыграл Арнольд Шварценеггер. Результат эксперимента оценивал кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.

История Виталия Калоева настолько драматична и неординарна, что рано или поздно в Голливуде буквально обязаны были бы превратить ее в кино - а в России отчасти уже превратили, если вспомнить недооцененную драму Александра Миндадзе "Отрыв".

Напомню, семья архитектора и строителя Калоева погибла в авиакатастрофе, и некоторое время спустя он в состоянии аффекта убил диспетчера, бывшего в момент трагедии на дежурстве. Мера ответственности убитого за случившееся до сих пор обсуждается, как и то, можно ли простить обезумевшего от горя мужа и отца. Так или иначе, Калоев сел в тюрьму и был помилован до истечения срока. А теперь его судьба стала сюжетом для фильма.

"Последствия" сделаны с предельным уважением к реальным событиям, канва которых в самых важных деталях соблюдена с предельной точностью, но кое-где, естественно, нарушена во имя так называемой художественной правды.

Действие перенеслось в США, но герой остался прорабом со стройки и выходцем из СССР - видимо, русским - по имени Роман Мельник. Этого, судя по началу картины, вполне уравновешенного и счастливого немолодого мужчину с седой щетиной на лице играет Арнольд Шварценеггер. Очевидно, сценарист Хавьер Гульон и молодой режиссер Эллиот Лестер хотели подарить известному на весь мир, но несколько застрявшему в прилипчивом амплуа неотесанного супермена актеру роль всей его жизни: недаром в продюсеры позвали Даррена Аронофского, который в сходных обстоятельствах дал вторую молодость Микки Рурку в своем "Рестлере".

Но ничего не получилось. Сухой и почти документальной интонации "Рестлера" в "Последствиях" нет в помине. Это довольно традиционная, очень сентиментальная и предсказуемая картина, в которой параллельно прослеживаются траектории двух несчастных мужчин - по трагическому стечению обстоятельств допустившего катастрофу диспетчера и родственника жертв (в киноверсии дочь Романа еще и беременная). Рано или поздно эти двое должны столкнуться, как столкнулись два самолета.

"Последствия" полны ненужной, чрезмерной риторики даже там, где без нее определенно можно было обойтись: например, в тюрьме, где отбывает срок несчастный убийца, сосед читает - причем вслух - последние страницы "Преступления и наказания". Это уже, согласитесь, чересчур.

Глядя на Шварценеггера, постоянно ждешь, что он вот-вот превратится в супергероя, даст нам утешение, совершит то, к чему мы привыкли, или, наоборот, окончательно перевоплотится в актера психологической школы и убедит нас, заставит забыть о наследии "Хищника", "Коммандо" и "Терминатора". Но как о них забудешь? Однако и о судьбе Калоева и всех жертв катастроф, перед которыми беспомощны даже супермены, забыть невозможно - и фильм, при всем своем несовершенстве, все равно задевает за живое и вряд ли оставит равнодушным. В этом его, может, и единственное, но очень важное достоинство. Он хотя бы пытается честно говорить о том, о чем другие лгут или молчат.  

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация