Авторские материалы Гонения на Uber в Европе
Персоны
Компания Uber сегодня официально прекращает свою деятельность в Дании. Сервис вызова такси не смог уложиться в новые требования для водителей. Это редкий случай, когда Uber вынужден целиком свернуть свою деятельность в отдельно взятой стране. Ранее ни одно государство так и не сумело избавиться от неугодного для многих сервиса. За что и откуда выгоняли Uber, вспоминал обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.
Европейские власти начали зачищать города от сервиса Uber. В Италии его деятельность приостановлена до судебного разбирательства. В Дании введен беспрецедентно жесткий режим для таксистов, который просто не оставил шансов таксистам-одиночкам. По новому закону в каждом таксомобиле теперь должны стоять отдельные счетчики, датчики на сиденьях и видеокамеры, обращенные внутрь салона.
Еще когда закон готовили, компания Uber заявляла, что закупка оборудования обойдется дорого, поэтому сервис придется просто закрыть. И вот сегодня со вступлением в силу новых правил так оно и произошло - приложение Uber в Дании заблокировали, и все 2 тысячи таксистов были отключены от клиентской поддержки. Ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян полагает, что сервис пал жертвой картельного сговора таксистов:
"Совершенно не секрет, что в очень многих странах индустрия такси является либо полумонопольной, либо жестко контролируется государством. Когда приходит игрок, который отказывается подчиняться навязанным правилам, происходит то, что мы видим".
Впрочем, есть точка зрения, что Uber просто не вписался в высокие стандарты скандинавского королевства. Датские власти неоднократно заявляли, что в их стране частный извоз не законен. Сначала придумали целую программу по лицензированию уберовских бомбил, но расчеты показали, что надзор за ними все равно будет не возможен. Тогда и пришли к идее, что настоящий таксист обязан иметь арсенал электроники, точно показывающей, кто, откуда, куда и сколько пассажиров перевозит.
В более мягкой форме, но нечто похожее ранее сделали в России, когда Uber обязали передавать властям треки с навигаторов таксистов и обеспечивать их лицензиями. До камер и датчиков у нас пока не дошло, но со временем всякое возможно, рассуждает представитель Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко:
"Те сервисы, которые идут в ногу со временем, понимают эту ситуацию, заботятся о качестве и безопасности обслуживания своих пассажиров, должны остаться и двигаться дальше вперед. А те, которые принципиально не хотят выполнять требования, и занимаются лишь рекламой своего мобильного приложения, постепенно будут удалены с рынка. Надеюсь, что это произойдёт и у нас постепенно".
К слову, датский способ избавления от Uber впервые был опробован в США. Три года назад власти штата Техас написали регламент, который не позволяет таксистам возить людей, если в салоне нет стандартизированного сканера отпечатка пальцев. Требование сейчас действует по всей Америке и цель его, как и в случае с датским законом, состоит в том, чтобы защитить пассажиров от бомбил, катающихся под чужим аккаунтом. В большинстве городов США Uber подстроился, раздав таксистам сканеры собственной сборки. Но в Техасе пришли к выводу, что уберовская аппаратура плохо считывает отпечатки и обязали ставить в салон типовые устройства. Тогда-то компания и была вынуждена уйти.
В большинстве стран мира Uber так и существует на полулегальном положении: в одних городах разрешен, в других - нет. Например, в испанском Мадриде работает с недавнего времени, а в Барселоне даже и не начинал. В эмирате Абу-Даби запрещен, а в Дубай недавно вернулся. Uber привык, что его то закрывают, то снова разрешают, говорит Карен Казарян:
"В каких-то городах претензии к Uber предъявляют относительно качества обслуживания и неравных условий, в которых оказывается водители Uber и обычные таксисты. В каких-то просят деньги за лицензии, которые стоят много и по факту являются предметом картельного сговора".
В Европе до последнего времени гонения на Uber были связаны с так называемой услугой UberPop. Собственно, это и есть та версия программы, которая нанимает обычных бомбил. Водитель становится таксистом, если просто скачал на свой телефон приложение. Платит ли он налоги, проходит ли техосмотр, никто не проверяет.
После погромов, учиненных настоящими таксистами, а также серии штрафов, арестов и обысков, Uber оставил в базе только лицензированных водителей, и в таком виде его сервис теперь работает в большинстве западных стран и в России. На периферии, например, в Таиланде и Аргентине, Uber менее избирателен, и там таксомоторная война в самом разгаре. Введены официальные запреты за мобильный извоз, проводятся облавы на водителей и изъятия прав. Под горячую руку достается и тем, кто не таксует: полицейские видят белого человека в салоне и автоматом выписывают водителю штраф.
Впрочем, есть страны, где Uber не пришлось запрещать, он просто не прижился. Например, в Китае его бизнес поглотили конкуренты. А в Японии Uber работает, но там он менее популярен, чем местные аналоги. Поэтому пользуются им по большей части туристы.