Картинка

Завтра в мире Нанотехнологии и химия

26 апреля 2017, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии –  руководитель проектного офиса Наноцентра "Дубна" Ольга Горшкова, кандидат химических наук.

С ней мы беседуем о том, как развивается сегодня российская нанопромышленность, как чувствуют себя малые и средние предприятия, которые сделали ставку именно на нанотехнологии и химию, чем занимается сегодня Наноцентр "Дубна" и какие новые проекты готовятся им вместе с ведущими химиками России.

Вы занимаетесь развитием нанотехнологий. Наноцентр... Это потому, что там нанотехнологии или потому что он маленький?

О. Горшкова: И то, и другое. Наноцентр – это маленькая часть сети из 15 наноцентров, которые запущены Фондом инфраструктурных и образовательных программ к текущему моменту. Фонд инфраструктурных и образовательных программ "Роснано" является частью самой корпорации и финансирует проекты, начиная от стадии идеи. И таким образом предметом нашего внимания является малый и средний бизнес. Предмет большой корпорации "Роснано" – это большие проекты вроде заводов, пароходов. А Наноцентр – это, прежде всего, площадка для запуска и развития новых технологических бизнесов. Мы запускаем и создаём инфраструктуру для коммерциализации результатов научных исследований, для генерации новых инвестиционных проектов.

А много вообще в малом бизнесе сейчас проектов, связанных именно с нанотехнологиями? Про IT – понятно, потому что в программу часто приходят айтишники и рассказывают про свою область. Например, сделал мобильное приложение, и год-два максимум ему понадобилось для того, чтобы это приложение создать и его популяризировать. А вот здесь что?

О. Горшкова: Конечно, IT-проекты популярны и занимают лидирующее положение на рынке инноваций сейчас. Но наш опыт взаимодействия с ведущими научными и исследовательскими центрами показывает, что всё больше проектов в России, да и в Европе, находятся в секторе так называемых material based проектов, продукт которых можно пощупать руками.

Всё-таки? Несмотря на то, что говорили, что теперь есть IT и больше ничего не нужно?

О. Горшкова: Нет. Мы считаем, что инженерная Европа сделала ставку в том числе и на материальные проекты. И российские научные центры в этом деле не отстают, а во многом даже превосходят.

Вы – химик. А, как известно, химия – это наука будущего. Для России химия – это очень важная наука. Достаточно перечислить имена, которые связаны с мировой химией. И, собственно, возможности с точки зрения развития химии у России благодаря её богатствам тоже значительные. Как вы оцениваете сейчас уровень развития бизнеса, основанного именно на каких-то химических процессах, открытиях, на изучении химии, на её развитии и применении?

О. Горшкова: У нас, конечно, обширная ресурсная база. И это предполагает развитие наукоёмких проектов Наш научный центр старается создавать технологии, которые могут быть востребованы и в части создания каких-то новых материалов, например, полимерных материалов, и в части глубоких процессов переработки сырья, и в части создания продуктов на основе химических технологий, и в части создания каких-то биотехнологических решений.

Вообще я сейчас смотрю на айтишников, они довольно бодро уже стали формировать бизнес. Они понимают, что вот они сделали какое-то мобильное приложение или какой-нибудь софт и его надо продавать. И они рассчитывают на большие продажи. А вот химики, какие они в бизнесе? Готовы ли они коммерциализировать свою дражайшую науку, к которой относятся с таким уважением? Какое здесь отношение?

О. Горшкова: Конечно, материальные проекты требуют гораздо большего времени на выпуск прототипа, на доработку той или иной идеи. Но у нас есть уже несколько примеров, в том числе и проектов, которые пришли к нам с молодыми учёными и молодыми предпринимателями.

В частности, компания "Оксифилм", в основу деятельности которой положена технология, разработанная химическом факультете МГУ под руководством профессора А.Р. Кауля.

Видимо, компания совсем молодая, и команда совсем молодая?

О. Горшкова: Да. Команду возглавляет молодой предприниматель, который пришёл к нам в 2016 году.

И сколько ему лет?

О. Горшкова: Ему 21 год. И уже сейчас созданы прототипы тонкоплёночных покрытий на разных подложках, которые планируются к экспорту в Европейский союз. И компания уже к концу 2017 года планирует запустить серийное производство. Это один из примеров.

Есть проекты, которые направлены на создание новых полимерных материалов – полимерных связующих для композитной отрасли. Это проект из Российского химико-технологического университета. Команда молодых учёных разработала абсолютно уникальный новый способ синтеза связующих с высокими эксплуатационными характеристиками, что будет востребовано в авиационной отрасли.

А сколько же у вас вообще подопечных в Наноцентре?

О. Горшкова: Команда проектного офиса Наноцентра небольшая, но активно развиваются те проекты, в которых есть предприниматели. То есть, по сути, мы выступаем в роли технологического инкубатора, собирая вместе с предпринимателями контур их будущего бизнеса. И наиболее активны те проекты, в которых есть предприниматели в разных позициях: которые отвечают за так называемое технологическое наполнение, технологический контент, которые выполняют функцию тайм-менеджмента и следят за тем, чтобы технология обязательно успела встроиться в актуальный технологический тренд на мировом пространстве.

Очень интересно. Кстати, об одном из трендов хотелось бы поговорить. Появился новый термин, непривычный для моего уха, как космецевтика. Это что? С космосом связано, с косметикой или фармацевтикой?

О. Горшкова: Да. Космецевтика – это такое направление проектов по созданию продуктов на стыке косметики и медицины. Дело в том, что сейчас это очень интересная ниша. Потребители стали задумываться над технологиями, которые использовались при создании продуктов, стали задумываться над составом косметических средств, несмотря на кажущееся разнообразие. И есть определённый вектор на персонализацию.

Это то, что мы сейчас в фармацевтике наблюдаем?

О. Горшкова: Да. Он, наверное, достаточно глобальный, но для косметики или каких-то товаров, которые связаны с уходом за собой, это тоже актуально. Поэтому мы сейчас в рамках одной из платформ Наноцентра совместно с нашим партнёром – старейшим косметическим производителем в России – запустили группу проектов, которые направлены на разработку инновационных активов для косметических средств и различных диагностических приборов и устройств, которые позволяют подобрать индивидуальные решения в части ухода за собой и решение каких-то эстетических задач.

А есть в мире уже такие аналоги?

О. Горшкова: Конечно, в мире, например, во Франции есть Большая косметическая долина, в которой уже развиваются очень много косметических производителей.

У вас есть амбиции догнать эту Долину, построить такую же в Дубне?

О. Горшкова: Мы развиваемся, как нам кажется, своим путём с учётом мировых трендов. Понятно, что рынок России немного отличается от рынков Европы. И если мы говорим о космецевтических средствах, то для европейских потребителей, например, важно применение каких-то растительных компонентов, растительных аналогов. Важно, чтобы косметика не тестировалась на животных. Если мы говорим об азиатских производителях, то это, наоборот, использование компонентов, полученных из живой природы, компонентов животного происхождения. Как нам кажется, для России можно использовать и тот, и другой путь. У нас есть проекты, которые, например, связаны с синтезом новых пептидов. Сейчас это такой абсолютный косметический тренд, который позволяет создать нишевые препараты. Например, болеутоляющее пептидное средство или ранозаживляющую композицию.

Полностью беседу с гостьей программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация