Авторские материалы "Меч короля Артура": не самое удачное хулиганство Гая Риччи
В российский прокат выходит новый фильм любимого в народе английского режиссера Гая Ричи "Меч короля Артура". На сей раз хулиган от кинематографа пересказал на новый лад древнюю британскую легенду. О том, что из этого получилось, рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
По идее, переработка классического артуровского цикла - фундамента английской, да и в целом европейской средневековой мифологии - патентованным возмутителем спокойствия, автором криминальных культовых боевиков "Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш" Гаем Ричи обязана была стать событием сезона. Но уже когда студия-продюсер на этапе разработки проекта несколько раз поменяла актерский состав, а потом все время сдвигала даты премьеры, можно было предсказать: что-то не получится, не выйдет.
Гай Ричи вошел в изумительную форму после развода с Мадонной и решения перейти от сугубо авторского, но поверхностного кино к голливудским блокбастерам: оба "Шерлока Холмса" и ностальгические "Агенты АНКЛ" - тому свидетельство. Однако как обращаться со святая святых, он, кажется, так до конца работы над фильмом и не придумал.
В результате "Меч короля Артура" производит впечатление полумеры. Чтобы освежить старинную историю, Гай Ричи превратил рыцарей в лихих гопников из своего любимого Лондона - пардон, Лондиниума: действие ведь происходит в Средние века. Привел туда, как полагается, разноцветных мигрантов - не только чернокожих, но и, например, китайца, который учит Артура кун-фу. Вроде бы забавно, как и периодически узнаваемая циничная манера Ричи. Но при этом остался в структуре сюжета и замок Камелот, и меч, который надо вытащить из камня (вот прямо по легенде), и магия, и кольчуги. И вообще, чего греха таить: это довольно обычное фэнтези, существенно уступающее в нахальстве любому, даже самому неудачному сезону "Игры престолов", на которую Ричи явно зачем-то пытался ориентироваться.
Ну да, нет Мерлина, а вместо него здешний волшебник - молодая брюнетка; она же, кажется, будущая королева Гвиневра. И зачем было огород городить? Не вполне ясно. Как неясно и назначение в таких обстоятельствах Круглого стола, выглядящего непонятным анахронизмом: даже собственным рыцарям Артура невдомек, зачем эта штука.
Политизация тоже не пошла легенде на пользу. По версии Ричи, Артур и его друзья восстали против тирана Вортиргерна - эту роль со свойственной ему харизмой исполнил Джуд Лоу. Ну и что? Очередной диктатор; а Артур на глазах превращается в Робин Гуда. Неужели это кому-то интересно или смешно?
Сам Артур, мускулистый и угрюмый Чарли Ханнем - находка фильма, но на своих крепких плечах вынести его в одиночку не в состоянии даже он. Так что люди, знакомые с артуровским циклом, пожмут плечами в недоумении, а не знакомые просто ничего не поймут.
Хотите посмеяться над классикой - посмотрите лучше "Монти Пайтон и святой Грааль", хотите всерьез - у вас всегда есть живописный "Экскалибур" Джона Бурмана. А этот фильм - только для поклонников Гая Ричи. Да и то - исключительно для самых верных.