Авторские материалы Зазвездились
Персоны
Слишком много звезд. Столичные власти проверили московские гостиницы и выявили, что около 100 из них завысили свою категорию. Всем этим гостиницам предписано устранить нарушения. Если не послушаются - будут оштрафованы. Как не ошибиться с выбором отеля, разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Сначала в гостиницу приходят инспекторы. Обычно это не чиновники, а уполномоченные мэрией аудиторы. Люди, как правило, опытные и дотошные. После внимательного изучения номеров и обстановки эксперты делают заключение - сколько звезд поставить гостинице, говорит член правления Российского союза туриндустрии Георгий Мохов.
"Классификация - это достаточно строгие процедуры. Тем более что некоторые гостиницы просто не в состоянии соответствовать категории, на которую они рассчитывают. Они полагают, что могут получить категорию "3 звезды", а после проведения процедур оценки соответствия получают 0. А на сайтах бронирования у них уже 2 или 3 года висит категория "3 звезды", менять они ее не хотят. И вот получается такое несоответствие".
Критерии оценки звездности при этом - стандартизованные, соответствуют международным требованиям, поясняет на примере профессор кафедры менеджмента и сервиса Российской академии народного хозяйства и госслужбы Галина Дехтярь.
"Например, нужен фен, но это гостиница без звезд. И тогда мы совершенно четко понимаем, что потребитель фен не найдет, потому что в системе классификации не прописано требование к его наличию. Однако в отелях высокой "звездности" тапки вещи должны присутствовать обязательно. Это и проверяют эксперты. И если они не находят, то выставляют замечание гостинице: у вас нет того-то, поэтому на такую "звездность" вы претендовать не можете".
Свои категории есть у самых утилитарных объектов гостиничного быта. Так, четким набором опций, например, пятизвездочный туалет будет сильно отличаться от четырехзвездочного, дополняет Галина Дехтярь.
"В "четверках" наличие биде предусмотрено, а вот наличие душа и ванной, собственно, где можно принять горизонтальное положение, не предусмотрено. Естественно, тапочки, шапочки должны быть. То есть это будут не просто шампуни, гели для душа, но и кондиционеры, масло для волос, дополнительное мыло, дополнительные принадлежности".
В конце прошлого года Департамент спорта и туризма столичной мэрии начал проверку - соответствует ли официальная "звездность" той, что указана на порталах бронирования. Для этого ходить по отелям не обязательно. Просто нужно сравнить данные из госреестра с тем, что пишут на том же Booking.com. Сравнили и выяснили, что около 100 отелей занимаются обманом. В основном, правда, это касается низкорейтинговых заведений, отмечает Георгий Мохов.
"Гостиница без звезд может быть по существу общежитием коридорного типа с санузлами в коридоре. То есть это самый низкий уровень коллективного размещения. Вот они, чтобы как-то представлять себя как гостиницу, указывают неверную категорию, чем вводят в заблуждение потребителей и нарушают антимонопольное законодательство".
Я тоже занялся выявлением несовпадений. Дозвонился в одну из гостиниц:
Сотрудник: Добрый день, слушаю вас.
Корр.: Подбираю гостиницу, номер. Я бы хотел уточнить, чтобы потом горько не пожалеть. У вас на Booking.com вообще нет звезд, на сайте - 3 звезды, а в госреестре - 2. Чему верить?
Сотрудник: Две звезды у отеля. На сайте мы просили обновить, но уже месяц они нам счет обновляют. Наверное, так же долго будут звезды обновлять.
Корр.: А на Booking.com почему нет?
Сотрудник: А в Booking.com вообще у нас не отель, а хостел. А у хостела звезд нет вообще.
Сотрудники департамента туризма звонят в такие отели или присылают официальные письма, просят исправить недостоверные данные. Обычно ошибки тут же исправляют. Тем же, кто отказывается это сделать, присылает предупреждение антимонопольная служба. Как правило, этого хватает. Совсем упертые отельеры могут быть оштрафованы. Хотя до этого еще не доходило.