Авторские материалы "Мир, полный чудес": сказка в диккенсовском духе
На кинофестивале в Каннах показали первый американский конкурсный фильм - "Мир, полный чудес" Тодда Хейнса. В обаятельной сказке знаменитого режиссера его любимая актриса Джулианна Мур сыграла сразу три роли. Подробнее о картине рассказывает кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
"Мир, полный чудес" каннские критики встретили более сдержанно, чем, похоже, уже вырвавшуюся в фавориты "Нелюбовь" Андрея Звягинцева. Но вот публика была в восторге: как редко увидишь в конкурсной программе немного чопорного и всегда такого взрослого фестиваля детский фильм, сделанный, впрочем, без скидки на так называемую семейную аудиторию, доступный и понятный любому зрителю, но при этом формалистический, сложный, умный, бескомпромиссный.
Американец Тодд Хейнс бывал здесь неоднократно, в последний раз - с "Кэрол", ретро-драмой о любви двух женщин, где потрясающе сыграла Кейт Бланшетт. Но его настоящая муза - безусловно, Джулианна Мур, блиставшая в Каннах в своем зеленом платье, вызвавшая фурор и персональные овации.
В "Мире, полном чудес" легендарная американская актриса - когда-то именно Хейнс прославил ее ролями в "Безопасности" и "Вдали от рая" - играет сразу три роли. Она героиня немого фильма, одинокая мать, которая вместе с грудным ребенком пытается спрятаться от грозы. Она знаменитая кинозвезда 1920-х годов, мать глухой девочки по имени Роуз, которая, вытирая слезы, смотрит этот самый фильм в кинотеатре: и правда, мир слабослышащего человека похож на немое кино. Она же и таинственная женщина в возрасте, которую встречает в финале фильма другой его герой - ровесник Роуз, мальчик Бен, живущий полвека спустя, и так же сбегающий из дома, чтобы узнать правду о своем отце. Поиски приводят и Роуз, и Бена в одно место с разницей в полвека - легендарный нью-йоркский Музей естественной истории.
Вообще, "Мир, полный чудес" - реалистическая сказка в диккенсовском духе о совпадениях и бытовом волшебстве, в которой музеи и коллекции становятся местами силы: лишь они способны притупить боль от потери близких или потери слуха, то есть важнейшей связи с окружающим миром. Внешние связи рвутся, но устанавливаются новые, завязываются дружбы, находятся члены семьи, а искусственное становится единственно подлинным.
Откровение этого нежного, чистого, чудесного фильма - двое актеров-детей, Оакс Фейгли, которого публика уже видела в сказке "Пит и его дракон", и дебютантка Миллисент Симмондс, тоже слабослышащая, как и ее героиня.
Тодд Хейнс с любовью и вниманием восстанавливает на экране мифический Нью-Йорк 1920-х годов, больше похожий на склеенную из бумаги модель города, а потом - живой, бурлящий Нью-Йорк 1970-х: смешивает немое и черно-белое кино с мастерской стилизацией под Новый Голливуд. Но все эти формальные изыски скрепляет увлекательный и трогательный сюжет, заставляющий вспомнить, что "Мир, полный чудес" - не просто экранизация, а полноценное соавторство режиссера с отличным писателем Брайаном Селзником, сценаристом картины. Он же написал "Хранителя времени", в свое время экранизированного Мартином Скорсезе; его стиль - сочетание иллюстраций с небольшим количеством текста - совершенно особенный, уникальный, ничуть не похожий на комиксы или обычные книги с картинками.
Что скажет жюри, можно лишь гадать, но его председатель Педро Альмодовар без труда узнает в "Мире, полном чудес" цитаты из своего шедевра "Все о моей матери".